Рубрики

Интеллигентный оратор: как вместо фразы "Есть вопросы?" стоит заканчивать свою речь или презентацию

Вы готовите презентацию для вашего клиента, спонсоров или босса. Вы потратили часы на разработку речи, которая будет краткой, четкой и ошеломляющей. Вы долго репетировали и старались говорить с ясностью, спокойствием и уверенностью. Вы убедились, что ваша технология не содержит сбоев, вычитали печатные материалы и разработали вступительное заявление, которое непременно покорит сердца и умы ваших слушателей.

Если вы планируете завершить свою презентацию нерешительным вызовом «Есть вопросы?» сопровождаемое "спасибо" и быстрым уходом, тогда Вы не все продумали до конца.

На самом деле, вы упускаете возможность усилить свое ключевое послание и сделать себя запоминающимся.

Основной принцип ораторского искусства: люди больше всего помнят то, что узнали в самом конце. Другими словами, ваша аудитория, вероятно, вспомнит, как вы закончили презентацию, больше, чем то, как вы ее начали, или даже большую часть контента в середине.

Слишком много людей заканчивают свои речи призывом к вопросам, что является ошибкой. Почему? Потому что за вами должно быть последнее слово, а не за вашей аудиторией. А что, если последний вопрос, который кто-то задает, не имеет значения, враждебен или причудлив? Что делать, если вообще нет вопросов? Это то, о чем вы хотите, чтобы ваша аудитория думала, когда они принимают решение, инвестировать ли в ваше предложение, продвигать ли ваш план или карьеру вперед? Скорее всего, нет. А если вопрос, который кто-то задает, настолько полезен и проницателен, что фактически меняет ваше запланированное заключение?

Если вы не планируете задавать вопросы на протяжении всей презентации, вот четыре шага, которые необходимо сделать, чтобы закончить презентацию незабываемо:

1. Напомните ваши основные моменты

После того как вы осветили свой контент, подведите его для аудитории, чтобы они запомнили то, что вы им только что сказали. Независимо от того, насколько убедительными вы были, вы все еще должны предположить, что интервалы внимания людей короткие. Быстрый обзор ваших основных моментов поможет вашим слушателям усвоить то, что они узнали.

2. Дайте возможность людям задать вопросы

Хотя вы можете пожелать избежать этого раздела любой ценой, вам нужно дать людям возможность разъяснить для себя все, что они не понимают, получить дополнительную информацию и даже оспаривать ваше предложение. Вы можете даже обнаружить, что вопрос участника аудитории вызывает новую идею или вдумчивый подход, который вы не рассматривали, что приводит вас к обновленному выводу.

3. Поделитесь своим мнением

Не становитесь сложными или причудливыми. Это может быть простое подтверждение вашей цели с несколькими замечаниями, которые вы собрали во время вопросов и ответов. Или, если вопросы и ответы не дали никакой новой идеи, вы можете пропустить наблюдения. Старайтесь напомнить своей аудитории о ключевом сообщении, которое вы хотите усилить. (Это также полезный метод, если вы имеете дело с враждебной аудиторией, потому что человек, который подводит итоги дискуссии, независимо от того, насколько напряженной она была, держит все под контролем, оставляя за собой последнее слово).

4. Закончить памятно и содержательно

Ни один из разделов презентации не так важен, как заключение, поскольку это последняя вещь, которую услышит ваша аудитория. И потому что это так важно, ваша заключительная речь должна быть тщательно подготовлена. Сильная цитата бизнес-лидера, соответствующая лирическая песня или строка фильма, вызывающий призыв к действию, краткая история, риторический вопрос или ссылка на ваше вступительное заявление.

У вас никогда не будет второго шанса произвести последнее и продолжительное впечатление. Убедитесь, что ваши презентации заканчиваются позитивно и незабываемо.