Рубрики

История успешного стартапа. Как три энтузиаста создали компанию с выручкой в десятки миллионов рублей и привлекли зарубежных инвесторов

Можно ли в наше время, когда на рынке работают тысячи и тысячи компаний, найти новую нишу и зарабатывать миллионы? Казалось бы, все сферы деятельности давно заняты, царит жесточайшая конкуренция. Оказывается, можно. Но это нелегко. Яркий тому пример – стартап Texel, работающий в области 3D-технологий. Трое энтузиастов пытаются совершить маленькую революцию в области ретейла, помогая покупателям подбирать одежду с учетом их вкуса и индивидуальных физических особенностей.

Загадочное 3D

Трехмерные технологии ворвались в нашу жизнь лет 7 назад. 3D-принтеры, ранее считавшиеся диковинкой, стали вполне доступны по цене. Но люди не до конца понимали, для чего их использовать. Казалось, их удел – изготовление объемных моделей, не более.

Сергей Климентьев, рядовой банковский служащий, получивший блестящее образование в России и Великобритании, скучал на работе. Согласитесь, это случается часто, особенно с «офисным планктоном». Но в отличие от коллег, он не играл в онлайн-покер и не смотрел в интернете ролики про «котэ». Еще со времен учебы в Высшей школе экономики Лондона его занимала Terra Incognita – «неизведанная земля» виртуальной реальности. Эта область была не нова, но до сих пор фактически не обжита. Ее возможности столь широки, но практического применения она почти не нашла.

Автоматизация технологий

«Почему 3D-моделирование внедряется в повседневную жизнь со скрипом?» - похожим образом рассуждал Сергей. И сам себе отвечал: «Потому что не хватает автоматизации переноса предметов реального мира в виртуальный». Дизайнеры чуть ли не вручную создают объекты для игр, программ и демонстрационных моделей, тратя на это уйму времени.

Для Климентьева казалось вполне логичным, что в этом непростом деле могут помочь 3D-сканеры. Однако те модели, которые существовали на нашем рынке, были несовершенны и работали в основном с небольшими предметами. Но как перенести в виртуальную среду, например, шкаф или человека?

Начались эксперименты. Климентьевым был приобретен по объявлению простенький 3D-сканер. Он уговорил свою девушку и будущую супругу Анну быть моделью. Ей, бывало, приходилось по 40 минут находиться в неподвижной (по возможности) позе, пока Сергей пытался сканировать ее со всех сторон. Однако результаты были далеки от совершенства.

Взаимовыгодное партнерство

Банкир и по совместительству кибернетик начал изучать аналоги на рынке. Ничего подходящего в России для себя он не нашел. Зато Климентьев познакомился с работами выпускника факультета вычислительной математики и кибернетики в МГУ Максима Федюкава. Между ними завязалось знакомство, переросшее в деловое партнерство. Последний изучал возможности переноса объектов в 3D-мир посредством фотографий.

Энтузиасты решили остановиться все же на сканировании. Эта технология худо-бедно уже была разработана, а для работы с фотографиями требовались совсем другие ресурсы, вплоть до искусственного интеллекта. Было перепробовано много сенсоров и программного обеспечения. С ПО вообще была беда, ничего подходящего не обнаружилось. Решили все делать сами. Для этого в помощь привлекли бывшего ученика Федюкова – выпускника ВМК МГУ Андрея Посконина. Он занял пост технического директора.

От стартапа к успешному бизнес-проекту

На отшлифовку технологии 3D-сканирования и написания подходящего ПО ушло около 2 лет. В 2014 году было уже готово работающее устройство Texel Portal, способное всего за минуту сделать полноростовую модель любого человека и перенести ее в виртуальную среду компьютерной программы. Затраты были большими. Помимо 800 000 рублей собственных вложений были привлечены 400 000 долларов инвестиций.

Но создать устройство – полдела. Молодым людям хотелось получать от технологии профит, материальное вознаграждение. Поначалу сканер использовали для изготовления детализированных моделей. Например, хорошо расходились индивидуальные фигурки для тортиков. Затем начались продажи оборудования. Комплект с готовым софтом реализовывался за 25 000 долларов или сдавался в аренду на время мероприятий. Что удивительно, покупатели находились в основном из-за рубежа. Но на такой схеме не разбогатеешь. Требовалось найти более масштабное применение.

Одежный ретейл

В конце концов пришло понимание, что 3D-сканирование можно применить в бизнесе по продаже одежды. Решение простое. Человек заходит в примерочную, которая одновременно является и сканером. За минуту создается его объемная модель и переносится в специальную программу. В ней клиент может указать желаемые параметры фасона, цвета, ткани и прочего. С учетом его физических параметров будут предложены модели одежды, имеющиеся в магазине. Здесь же можно предварительно прикинуть, подходит образ или нет. И только потом примерять наиболее понравившиеся вещички.

Кстати, сканирование делается всего 1 раз. Позже виртуальную модель можно использовать в торговых точках или интернет-площадках, где поддерживается данная технология. Идеей уже заинтересовалось ряд крупных fashion-сетей. Среди них S.Oliver и Marks & Spencer. Последняя компания даже проинвестировала проект на 200 000 долларов.

Сегодня у Texel большие планы. Стартап уже оценивается в 10 млн долларов. Но по мнению ребят, это только начало. В планах выход на онлайн-площадки, торгующие одеждой. Хотя за 2018 год чистая прибыль составила 12,6 млн рублей, большая часть денег пришла из-за рубежа. Дружная команда надеется расшевелить отечественный рынок одежды, сделать его более технологичным и удобным для рядового покупателя.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание