Рубрики

В уральской деревушке есть дом, подобного по красоте которому нет в России

В небольшой уральской деревушке Кунара (от Екатеринбурга около 60 км) находится уникальный дом, подобный которому вряд ли сыщется. Оригинальная постройка скорее похожа на сказочный терем. Жил в этом доме кузнец Кириллов Сергей Иванович.

Избушка в наследство

В начале 50-х покосившийся домишко достался Сергею Ивановичу от деда в наследство. Ремонт дому требовался капитальный. Избушку выровняли, установили ворота, навесили ставни. Но этим дело не ограничилось. Преображение терема продолжалось 13 лет. Об этом свидетельствует кованая лента над центральным фронтонным свесом.

Работа начата в 1954 г. и закончена в 1967 г. в канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

На протяжении всей жизни мастер приукрашивал свое жилище.

Капсула времени

Несмотря на сказочное впечатление, которое оставляет раскрашенный в разные цвета дом, его украшения отражают разные события советской эпохи.

Помимо резных орнаментов и цветов, на доме установлено немало советской символики: профиль Ленина, герб СССР, фигурки пионеров и октябрят, лозунги, пятиконечные звезды, цитаты из песен.

На коньке крыши установлена уникальная композиция: в небо взлетает ракета, а ниже расположены флаги, звезда, герб, корзина с цветами. Так трепетно и с любовью Сергей Иванович выразил свою радость, что мы первыми полетели в космос.

На фасаде знания красуется белая надпись: "Миру мир!" И как подтверждение этому детки отпускают в небо белых голубей. На скатах крыши пионеры держат транспаранты со словами из песен "Пусть всегда будет солнце" и "Летите, голуби, летите". Это послание-призыв в уральской глубинке, очевидно, было навеяно мастеру холодной войной второй половины XX века и карибским кризисом.

В 60-е годы советскими гражданами было заложено множество капсул времени с посланиями потомкам. Кузнец Кириллов свое обращение-призыв к миру запечатлел в своем уникальном доме.

Не остался незамеченным

Сказочным теремом любуются не только малочисленные жители деревни. Полюбоваться расписной избой приезжают жители и гости соседних городов, из дальних уголков России и даже из-за границы. Изба кузнеца не запирается на замки. Вместо этого в воротах установлена кнопка, нажав на которую, можно пройти внутрь и двора, и дома.

Все резные детали сделаны талантливым мастером из дерева или стали. Побывавшие тут говорят, что в доме особенная энергетика радости. Вся городская маета остается за воротами, стоит лишь присесть на скамейку у дома.

А в 1999 году творение уральского кузнеца на конкурсе самодеятельного деревянного зодчества было признано самым красивым домом в России.

В 2014 году в Екатеринбурге был выпущен красочный альбом "Домик в Кунаре".

Кандидат философских наук А. А. Бобрихин (доцент кафедры философии, культурологии и искусствоведения) в своей книге "Наивное искусство Урала" называет творение С. И. Кириллова шедевром крестьянского наивно-бытового искусства.

Соседи Кирилловых, любуясь их хоромами, стараются тоже приукрасить свои дома. Конечно, повторить шедевр не удается никому.

Воспоминания о мастере

Все, кто был знаком с Сергеем Ивановичем, отзываются о нем как о человеке добрейшей души, что и отразилось в его уникальном доме.

У мастера никогда не было свободной минутки. Он постоянно занимался своим домом: что-то реставрировал, что-то подкрашивал. Соседям в помощи не отказывал никогда. А еще играл на гармони на свадьбах односельчан.

Особенно интересно и то, что никакого образования Сергей Иванович не имел. Отец погиб в 41-м, чуть позже - мать. Оставшись один с младшими сестрой и братом, он был вынужден пойти работать подмастерьем к молотобойцу. Сам все премудрости освоил и до самой смерти был деревенским кузнецом.

PS: Дому быть

Несколько лет назад кузнец Сергей Иванович Кириллов умер. В доме проживает его 82-летняя вдова Лидия Харитоновна, охотно показывающая дом туристам, которых из года в год становится только больше.

Возле дома Кирилловых два крупных пожара поглотили соседние здания. А чудо-терем остался цел и невредим.

Сейчас вдове кузнеца предлагают большую сумму за творение ее мужа. Но она отказывается продавать уникальное архитектурное сооружение. Под ветром и дождем краски тускнеют, дом ветшает. С чем-то Лидия Харитоновна справляется сама, в чем-то помогают городские власти. Весомую помощь в реставрации здания оказывают фонд "Город без наркотиков" и один из его основателей Евгений Ройзман.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание