Рубрики

Качество, а не количество: основатель и генеральный директор JotForm Айтекин Танк объяснил, почему большой объем знаний не гарантирует успех

Образование и в широком смысле знания всегда считались одним из факторов успеха в карьере. В цифровую эпоху это мнение остается жизнеспособным, что породило моду на обучающие курсы в режиме легкого доступа к информации посредством новых средств коммуникации. Знания как таковые стали более доступны человеку, но вместе с этим возник и вопрос об их истинной ценности. Например, действительно ли владение информацией о последних тенденциях в сфере микробиологии будут важны для маркетолога? Вполне возможно, что будут, но ответ на этот вопрос должен быть раскрыт еще до того, как знание будет получено.

Сущность качественных знаний

На проблематику стратегического подхода к процессам обучения указывает основатель и гендиректор компании JotForm Айтекин Танк. По его мнению, на первый план в программе получения новых знаний должны выходить принципы полезности и актуальности для конкретного человека, ведущего свою деятельность в тех или иных условиях.

И умение использовать получаемые знания всегда будет важнее, чем их количество. Данное соотношение с акцентом на способность эффективно распоряжаться информацией в голове и будет в конечном итоге определять ценность и качество знаний. Детальнее подойти к процессу обучения на практике помогут и следующие рекомендации, автором которых как раз является Айтекин Танк.

1. Освобождение ума

Чтобы новые знания не стали просто сухой информацией без какой-либо практической ценности, перед их получением следует обрести состояние свежего ума. Это своего рода техника очистки мозга с целью наполнения новыми знаниями. Но почему это так важно? Ведь, казалось бы, именно принцип сращивания разнородной информации в итоге позволит составить более полную и в какой-то мере завершенную картину мира. Отчасти это справедливо, но процесс объединения последует на дальнейших этапах обработки знаний с их встройкой в общую сложившуюся модель. Но в момент именно получения новой информации следует воспринимать материал с позиции новичка, словно забывая об остальных знаниях.

2. Метод первых принципов

Понять смысл предыдущего правила с несколько иной стороны поможет и так называемый метод первых принципов, которым пользуется, к примеру, изобретатель и миллиардер Илон Маск. Суть его заключается в том, что решение всякой проблемы лучше начинать с поиска базовых знаний, которые помогут докопаться до сути задачи и найти более рациональные решения. В данном случае также действует отказ от устоявшихся и наработанных принципов, практик и технологий. Вместо них заново формируется дерево знаний от мельчайших деталей до сложных формул и теоретических моделей, на основе которых вырабатываются более эффективные методы решения тех или иных задач.

С точки зрения получателя новых знаний такой подход важен тем, что он изначально дает направление для поиска полезной и необходимой информации, подстраиваемой под конкретные нужды. То есть вопрос о ценности и актуальности знаний отпадает сам собой.

3. Использование новых знаний

Информация, которая просто живет в голове и не работает, бесполезна. В разных обществах с огромным уважением относятся к людям – так называемым энциклопедистам, которые знают множество фактов, теорий и текстов. Однако само по себе знание без привязки к практике использования едва ли станет ценным инструментом в руках предпринимателя.

Важно различать процессы запоминания и генерации. В первом случае человек накапливает информацию, а во втором – создает идеи на базе накопленных знаний. Эти два процесса вполне можно связать между собой, но в любом случае успешность обучения будет определяться только тем, как работает генерация идей. И в этом смысле вполне логично возрастает польза применения творческих подходов с креативным мышлением даже в прагматичных сферах бизнеса.

4. Получение удовольствия от обучения

Потребность в новых знаниях изначально присуща человеку, который естественным образом познает мир. Еще будучи маленькими детьми, мы стремимся изучать окружающие пространства, осваивать новые навыки и способности. Однако со временем процессы обучения становятся все более формальными, лишенными смысла и даже обременительными. С другой стороны, возвращение подлинного интереса к предметам изучения может приносить не только практическую пользу, но и удовольствие.

Исследования показывают, что сам по себе интерес подталкивает даже менее способных людей к успехам в сферах, в которых они прежде не демонстрировали выдающихся достижений. Также и бизнесмены в выборе направлений деятельности должны концентрировать внимание на истинных интересах, следуя им в решении стратегических и рутинных задач.

5. Распределение компетенций

Ни один руководитель не в силах освоить полный объем знаний и навыков, которые так или иначе требуются даже в рамках управления одной компании. Сама структура бизнеса предполагает вовлечение специалистов разного профиля, каждый из которых в процессе работы будет ориентироваться на четко определенный круг целевых процессов.

Важно понимать целесообразность принципа делегирования полномочий. Он позволяет рационально распределять задачи и ответственность между разными компетентными звеньями. Сегментация разных процессов не только снижает степень нагрузки на отдельных сотрудников и руководителя, но и повышает общую производительность с качеством работы предприятия.

Иными словами, нет необходимости стремиться к охвату максимально широкого спектра знаний для эффективного управления. Во-первых, это просто невозможно, а во-вторых, такой подход будет лишь тратить ценное время на работу, с которой все равно лучше справятся специалисты в соответствующих областях. Другое дело, что в рамках компетенции руководителя немало сфер знания, которые он должен постоянно осваивать, в том числе впитывая новые методы и практики.

6. Организация процессов обучения

Безусловно, тот факт, что не всякое знание и сам процесс накопления информации могут приносить пользу, не отменяет потребность в обучении. На предприятиях за счет онлайн-лекций, семинаров, конференций и разного рода дистанционных курсов сегодня можно без труда вводить корпоративные образовательные программы. Другое дело, что они должны правильно формулироваться с точки зрения целей повышения квалификации. Хорошим примером является и практика наставничества, в ходе которой более опытный и профессиональный участник коллектива делится непосредственно знаниями и навыками, которые нужны подопечному в ходе выполнения его прямых обязанностей.

Заключение

Постоянное пребывание в состоянии исследования и получения новой информации может создать ощущение ценной работы в направлении личного и профессионального развития. Многие предприниматели считают это данью моде, стараясь таким образом формировать и соответствующий имидж прогрессивных бизнесменов. Но всегда важно видеть в таких процессах и практическую пользу. Любой процесс обучения затрачивает определенные ресурсы, и если они расходуются напрасно без должной отдачи, это говорит о неумении человека мыслить продуктивно и стратегически. Изменить же ситуацию помогут простые вещи, главной из которых будет умение в каждом случае получения нового знания отталкиваться от реальных интересов, а еще лучше – от возможностей его практического применения.