Рубрики
...

Как научить ребенка ценить деньги?

В мире кредитных карт, онлайн-банкинга, налоговых кодексов, инвестиций быть финансово подкованными трудно людям зрелым, а детям – тем более. Потому-то многих родителей, желающих научить своих чад обращаться с деньгами, волнует вопрос о том, как реализовать это, с чего, собственно, начинать.

Деньги реальны, они существуют!

Многие дети живут в своем мире, отличающимся от мира взрослых. Они не понимают роли денег в жизни. Эта проблема может показаться несерьезной родителям. Кое-кто отмахивается от нее, мол, рано еще малышам знать о них, вырастут – поймут. Это не так.

Финансовые эксперты утверждают, что каждому родителю обязательно следует показать детям истинную роль денег в жизни. Они не должны быть «невидимыми» для юного поколения. В противном случае это непонимание приводит к конфликтным ситуациям, решить которые бывает очень трудно.

Лучше один раз сделать покупку, чем 10 раз рассказать о деньгах

Вопрос о том, как объяснить финансовую сторону жизни ребенку, с какого возраста начинать работать в данном направлении, стоит ли давать детям собственные деньги и позволять ему самому распоряжаться ими, волнует многих родителей.

Генеральный директор компании Edukate по экономическому благополучию Крис Уитлоу назвал конфликт между финансовой грамотностью и навыками владения деньгами эмоциональной проблемой и «контактным спортом». Он выразился достаточно образно об этом: «Это похоже на то, что вы, начитавшись статей о футболе, вынуждены выходить на поле и играть в роли защитника либо нападающего. Акт чтения и воспроизведения - это две разные вещи. То же касается и финансовых вопросов».

У этой проблемы есть и вторая сторона. Никто не выпустит на поле игрока, заранее не ознакомив его с правилами игры. Важно также наблюдать со стороны за действиями участников.

Поэтому чтобы ребенок стал финансово подкованным, нужно и объяснять ему словами, что значат деньги, их стоимость, как нужно ими распоряжаться, и показывать это на практике, а также давать возможность производить с ними действия самостоятельно.

Роль денег в жизни

Воспитатели и психологи обращают внимание родителей на тот факт, что большинство проблем в семье происходит как раз из-за непонимания детьми фразы «Я не могу сейчас этого купить». Малыши, которым не объяснили, что для приобретения любой вещи нужны деньги, что они не падают в карман с небес, при отказе могут закатить истерику, обидеться.

То есть скандал и недопонимание возникает из-за элементарной финансовой безграмотности малыша. Он просто не понимает причину отказа, поэтому протестует доступными ему способами.

А вот в том, что ребенку непонятны простые вещи, вина только родителей. В детских учреждениях пока еще не введена такая практика – обучение финансовой грамотности. Возможно, в скором времени она появится. Но в данный момент работать в этом направлении нужно только самим родителям.

Различие между мелочью и крупными деньгами

Это еще одна проблема для детского восприятия. Малышам 3-4 лет сложно уяснить, что стоимость монет и купюр разная. Хотя кучка блестящих металлических кружочков выглядит привлекательнее одной бумажки, зачатую помятой и даже с надрывами, на мелочь можно приобрести лишь недорогие товары и в меньшем количестве, нежели на крупные деньги.

Стоит показать соответствие между мелочью и купюрой на практике. Сначала показать сто рублей бумажкой. Затем предложить сравнить с купюрой сто рублей монетами.

Вторым шагом будет поход в магазин. Здесь достаточно сложно будет подобрать товары стоимостью ровно на номинал купюры. Ребенок должен понять, что деньги можно обменять на товар. После этой процедуры человек перестает владеть купюрой, но у него появляются другие вещи: продукты, игрушки, предметы домашнего обихода, одежда.

Карточки, которыми можно расплачиваться

Совсем еще недавно понятие «деньги» можно было пояснить, просто показав купюры и способы их траты. Сегодня появилась другая возможность хранения финансов и совершения оплат. Появились карточки – замена наличности.

Следует не только показывать натуральные деньги детям. Необходимо объяснять, что они бывают не только наличные, но и лежать на карточке. И если покупка совершена, то денег становится меньше. С наличностью продемонстрировать это проще, а вот с карточкой – сложнее. Лучше всего показать малышу отчет по СМС после совершения покупки. Это срабатывает, когда ребенок знаком с цифрами и умеет сравнивать их между собой.

Следует найти способ, чтобы объяснить малышу, что карточка – не безразмерный резерв, в котором сумма безгранична. Может такое случиться, что деньги на карте закончатся.

Финансы семьи

Крис Уитлоу также отмечает, что в семьях важно открыто говорить о финансах, когда это возможно. Необходимо поощрять вопросы своих детей в этой области – это поможет подросткам лучше подготовиться к жизни, стать финансово подкованным. Уитлоу также рекомендует обсудить с детьми тему разницы между «тем, что действительно необходимо для жизни, и тем, что хочется иметь ради удовольствия».

Деньги – эквивалент товаров и труда

Если доступно объяснить роль денег удается достаточно легко, то донести до ребенка идею получения их бывает сложнее. Абстрактные понятия «работать», «получать зарплату» для большинства малышей так же далеки, как фразы «шторм в Тихом океане» и «таяние льдов в Арктике».

Поэтому многие современные педагоги сходятся во мнении, что нелишне установить дома правило оплаты за определенный вид деятельности. Следует подумать о том, чтобы позволить детям иметь собственные деньги, но не полученные просто так, в подарок, а именно заработанные.

«Денежные средства - это ощутимый объект, - говорит Гвен Тулин, основатель и художественный руководитель Brain Arts Productions, группы, которая проводит дни рождения, развлечения в лагерях детского отдыха и другие мероприятия. – Получая определенную сумму за вложенный труд, ребенок к их трате будет подходить более вдумчиво». «Если родителям неудобно позволить своим детям иметь реальные деньги, нужно подойти к процессу творчески», - делится своими мыслями Уитлоу. В самом деле, некоторые семьи учреждают собственную «валюту» или записывают заработанные рубли на карточке, с которой затем можно вместе с подростком пойти в торговый центр и приобрести что-то желаемое.

Если взрослые найдут вариант заработка для своего чада вне дома – это будет высшим пилотажем в воспитании финансовой грамотности и уважения к деньгам как эквиваленту труда.

Благотворительность – хорошая черта в каждом человеке

Очень важно разбудить в детях не только желание зарабатывать и тратить по собственному усмотрению, но и делиться с теми, кто не имеет таких возможностей. Сначала следует обратить внимание на близких: сестер, братьев, бабушек, дедушек.

Вторым шагом круг этот следует расширить. В Интернете есть масса примеров, когда ребенок жертвует заработанные деньги на благотворительность: перечисляет в центры помощи онкобольным детям, в приюты для бездомных животных или на другие цели.

Подать малышу идею, помочь с ее реализацией – шаг в воспитании личности с активной жизненной позицией, неравнодушной и отзывчивой, сделан.