Рубрики

Как проявить себя на рабочем месте? Мнение психолога

На самом деле нужно не так спросить себя, мы ведь и так знаем, как проявить себя на работе. Дело в другом: как сделать так, чтобы хотелось проявлять себя на работе, от чего это зависит и как поднять собственную эффективность? А оказывается, рецепт стар как мир.

Волшебное слово

Помните, была такая сказка про волшебное слово? Ну вот, чтобы люди на работе проявляли себя, их нужно по возможности благодарить и хвалить. Безусловно, самым лучшим вариантов будет тот, при котором ваш начальник снизойдет до благодарности. Согласно западной статистике, 80% людей отметили у себя повышение рабочего энтузиазма, когда их похвалил босс. А 70% других сказали, что их мотивация работать стабильно высока, если начальник их хвалит на постоянной основе.

Есть распространенное мнение, что, мол, все мы работаем за зарплату, поэтому ободряющие слова тут совершенно ни к чему. Утверждение верно только наполовину. Во-первых, зарплата – это не благодарность, а оплата труда, а во-вторых, люди работают вместе, а значит, подвержены обычным групповым процессам. Сотрудники впадают в тоску, если не чувствуют, что их ценят, и, наоборот, вдохновляются, когда понимают, что они нужны именно этому начальнику и именно этим коллегам.

Что мешает начальнику благодарить сотрудников чаще?

Это довольно очевидно: руководители считают, что если они скажут "спасибо" сотрудникам, то подобный жест как-то уронит их авторитет и в собственных глазах, и в глазах сотрудников. Такой тип мышления совершенно устарел. И если начальник мыслит прогрессивно и правильно, он понимает, что от похвалы сотрудников только одна польза и никакого вреда. Благодарность не нарушает границы субординации, напротив, это простейший способ ободрить человека, причем так считает не только психолог, но и любой здравомыслящий человек. А на научном языке подобный подход называется «положительным подкреплением».

Что делать, если босс не желает вас хвалить?

В таком случае можно пойти на хитрость и выделиться из общей массы сотрудников. Здесь подойдет любой, даже самый маленький повод похвалить начальника. И в результате он почувствует себя обязанным отметить и вас добрым словом. Сотрудник как бы сам показывает начальнику пример положительного поведения, возможно, тем самым снимает какие-то его блоки, ослабляет влияние комплексов, и так шаг за шагом атмосфера в коллективе изменится.

Как выразить расположение к коллегам?

Оставим животрепещущую тему босса и его к вам расположения. Для карьеры, конечно, важно, как к вам относится шеф, но для повседневной жизни на работе еще важнее, чтобы с коллегами были хорошие отношения.

Ясно также и то, что большинству людей говорить «спасибо» прилюдно довольно сложно, они могут стесняться, поэтому не будет вреда в том, чтобы их немного подтолкнуть к этому, например подарить неожиданные небольшие презенты (ручки, карандаши, какие-то еще мелочи, соответствующие вашей работе). Таким образом запустится процесс общения и атмосфера в коллективе потеплеет.

Правда, в России сразу могут подумать, что у человека есть двойное дно, и вообще ему, наверное, что-то надо, если он ведет себя «слишком» дружелюбно. Да, подобная реакция возможна, но рано или поздно нам придется поменять свою трудовую ментальность и понять, что люди все-таки могут быть хорошими и добрыми просто так.

Другой вариант «прокачать» атмосферу в коллективе – это завести общую «доску благодарностей», где каждый будет оставлять каждому благодарность за какое-то его действие, и, чтобы никого не смущать, можно вообще не подписываться. Например: «Спасибо Сергею Веселкову за ту ручку, которую он мне одолжил вчера». Или, например: «Спасибо нашему системному администратору за то, что у нас работает Интернет». Что-то в таком духе. Таким образом, по коллективу кружит атмосфера всеобщей благодарности, люди идут на работу как на праздник, поэтому работоспособность, эффективность и все остальные профессиональные параметры на небывалой высоте. В итоге выигрывают все.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание