Рубрики

Как руководителю справиться с трудным и конфликтным коллективом: когда появляются возмутители спокойствия и другие проблемы

Существует несколько различных типов «трудного поведения», которые могут возникнуть в групповых ситуациях: конфликт, неучастие или выход, монополизация инициативы и поиск козлов отпущения.

Уровень успеха группы будет зависеть от сплоченности внутри группы - от того, насколько хорошо члены взаимодействуют и ладят друг с другом.

Признавая, понимая и сводя к минимуму разрушительное групповое поведение, компания становится более эффективной и продуктивной.

Конфликт

Разногласия внутри групп являются распространенным и часто здоровым способом формирования сплоченности, потому что если люди не согласны по определенному вопросу, у них будет возможность объяснить, почему, и возможно, предложить альтернативные решения проблем группы.

Конфликт и дальнейшее обсуждение могут быть хорошим способом отражения и прояснения целей и задач группы и могут улучшить понимание, принимая во внимание точки зрения всех членов группы.

Конфликт становится проблемой только тогда, когда комментарии становятся личными по отношению к отдельному человеку или подгруппе людей или обсуждение занимает слишком много времени в ущерб целям.

Сильное групповое лидерство и сплоченность позволят разногласиям стать позитивными для группы и отдельных лиц в ней. В следующем примере описано, как предотвратить разногласия, ведущие к более серьезным проблемам, которые могут создавать помехи для группы.

Человек в группе может бросить вызов тому, что говорит лидер или другие члены группы. Это может привести к нарушениям, влияющим на прогресс и общее эмоциональное состояние других членов.

Любые вызовы или разногласия должны обсуждаться открыто, особенно если для этого есть веская причина. Несогласного следует поощрять выражать свои взгляды позитивно. Если ситуация не может быть решена в групповой обстановке, лидер может пожелать обсудить вопросы, которые касаются человека, отдельно от остальной части группы. В качестве альтернативы разногласие может быть рассмотрено в определенное время и обсуждено группой без него, так что она в целом договаривается о какой-либо форме разрешения.

Разрешение конфликтов в группах будет зависеть отчасти от стиля руководства и командных ролей членов группы. Но тут для руководителя важно не пустить дело на самотек и вовремя возглавить процесс снятия проблемы.

Неучастие или снятие

Некоторые участники предпочитают наблюдать, а не участвовать, и не высказываться, а другие, возможно, пожелают внести свой вклад, но чувствуют себя слишком стеснительными, боятся самораскрытия или не уверены в себе.

Чтобы преодолеть недостаток уверенности в себе, участник требует обнадеживающего, позитивного подхода, однако его не следует смущать или заставлять участвовать, пока он не готов.

Некоторым членам группы, которые отстранены, может потребоваться больше времени, чтобы почувствовать ситуацию в группе и раскрыться.

Со временем члены группы, которые изначально были экстравертами, могут слушать больше и меньше говорить, в то время как те, кто изначально мало говорил, могут начать говорить больше, что приведет к более сбалансированному вкладу.

Монополисты

Могут быть случаи, когда один человек в группе может сказать гораздо больше, чем другие.

Это может иметь место, например, если один член имеет целевую область знаний, которой необходимо поделиться с другими.

Монополизация отличается от такой ситуации и относится к одному или двум членам, доминирующим в группе за счет возможности высказаться других членов.

Монополизация может привести к обиде со стороны работников, чувствующих, что до них не дойдет очередь высказать свое мнение.

Руководитель может уменьшить эту проблему, сначала признав, что человек должен высказаться, а затем перенаправив обсуждение на других людей, спросив их мнение и двигаясь дальше, то есть он не должен пойти на поводу у активного оратора и проявить свою волю для ведения собрания мягко, но непреклонно.

В ситуациях, которые не могут быть разрешены в групповом формате, наилучшей стратегией может быть обсуждение проблемы с заинтересованным лицом отдельно, чтобы он видел, что его мнение учитывают, и не потерял инициативы.

Козлы отпущения

Когда что-то идет не так в групповой ситуации, иногда все неудачи сваливают на одного или нескольких лиц в группе, это называется найти «козла отпущения», и это может быть очень вредным как для отдельного человека, так и для группы в целом.

Человек может быть отвергнут группой и стать целью для преследования, разочарования и насмешек со стороны других членов.

Такое поведение может привести к тому, что этот работник уйдет, особенно если он не желает или не может защитить себя. Все делают ошибки, и мы все иногда терпим неудачу. Не каждый может самостоятельно избавиться от ярлыка.

Если группа потерпела неудачу из-за одного человека, то более подходящим способом справиться с ситуацией было бы, чтобы заинтересованное лицо имело личное обсуждение с лидером группы. Часто весь коллектив может быть виноват в назначении неадекватных задач человеку или в непредоставлении поддержки.

Новая группа - новые отношения

В случаях выбора козла отпущения лидер группы (или фасилитатор) может реорганизовать группу в подгруппы на определенный период, чтобы изменить правила игры.

Межличностные взаимодействия могут быть структурированы по-разному в меньшем подразделении и могут помочь восстановить доверие членов.

Реструктуризация может также изменить динамику внутри группы в целом, как только она будет полностью реформирована в будущем.

Дополнительные проблемные области

В группах могут возникать и другие проблемы, начиная от общего негатива и заканчивая конкретными проблемами, такими как нарушение дисциплины, агрессивное поведение или споры.

Стратегии менджера или лидера будут в значительной степени зависеть от состава характеристик группы, например, их возраста, способностей, мотивации и эмоционального состояния.

Проблемы часто могут быть решены следующими способами:

  1. Четкие указания относительно «правил» или «норм» группы. С новичками должны согласовывать эти правила на ранней стадии.
  2. Положительный отзыв на индивидуальный вклад как от лидера группы, так и от других ее членов вдохновляет работника и улучшает обстановку.
  3. Там, где проблемы возникают, их причина должна быть четко понята, руководитель должен выработать стратегию и действовать, не затягивая. Это также помогает членам группы держать себя в рамках приличий.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание