Рубрики

Как управлять кнопкой "удалить" в мозге для достижения лучших результатов

Нейроны - клетки мозга - связываются между собой при помощи длинных отростков, которые называются аксонами. Точка соединения получила название синапса. Чем чаще между двумя нервными клетками проходит сигнал, тем сильнее становится нейронный контур - синаптическая связь укрепляется все больше и больше. Именно поэтому, когда мы в двадцатый раз вводим номер своей платежной карты, он выучивается наизусть без каких-либо усилий. Чем больше мы играем на музыкальном инструменте или же говорим на иностранном языке, тем сильнее становятся эти связи в нашем мозге.

Забывание не менее важно, чем запоминание

Однако нужно отметить, что способность к обучению - это всегда нечто большее, чем просто создание и укрепление нейронных связей. В течение долгих лет последовательности, при помощи которых объединяются нервные клетки, интересовали ученых. Но сейчас исследователи все чаще приходят к выводу, что для успешного обучения помимо создания новых связей не менее важным аспектом является разрушение старых.

Мозг: сад, который мы должны возделывать

Вообразите себе на минутку, что ваш мозг - это сад. Только в нем не нужно выращивать цветы, фрукты и овощи. Вместо этого мы, как заботливые садовники, должны печься о синаптических связях между нейронами. Через эти соединения проходят такие вещества, как дофамин, серотонин и другие.

"Садовниками" нашего мозга являются особого рода клетки, получившие название глиальных. Их функция состоит в том, чтобы ускорять проводимость сигналов между определенными нейронами. Однако есть и глиальные клетки другого рода. Они выполняют функцию очистителей, которые "убирают сорняки" - сокращают синаптические связи. Вопрос заключается в том, откуда эти клетки должны знать, что удалять, а что - оставлять?

Время работы нейронов-"садовников": ночной отдых

В этом отношении для нашего мозга особенно важен сон. Мы все знаем, как тяжело заниматься умственным трудом (да и любой другой работой) в случае недостатка отдыха. Этот процесс можно сравнить с попыткой пройти через густые заросли джунглей при помощи ножа. Времени и сил такое путешествие займет немало. Именно по этой причине даже непродолжительная дремота полезна для когнитивных способностей. 20-минутный сон дает нашим "садовникам" возможность расчистить не использованные нервные соединения и восстановить пространство для новых клеток.

Когда мозг как следует отдохнул, мы ощущаем себя так, словно не бродим по джунглям, а ходим по чистому и ухоженному городскому парку. Дорожки там чистые и аккуратные; они соединяются друг с другом там, где нужно. Мы можем видеть деревья, которые растут в другом конце аллеи. Такая прогулка - приятная и бодрящая.

Итак, каким же образом можно "приказать" глиальным клеткам, какие связи должны быть разрушены, а какие - сохранены? Имеется ли у нас возможность управлять этой кнопкой "удалить", которая позволяет освободить мозг от ненужной информации? Исследователи утверждают, что это вполне можно сделать. Просто необходимо сконцентрироваться на тех вещах, которые для вас важны и существенны. Например, если мы слишком долго думаем о том, почему наш сосед на нас косо смотрит - то эта информация и будет все больше и больше места занимать в нашей душевной жизни. Если же мы размышляем о работе или о других действительно важных и полезных вещах - угадайте, какие соединения "садовник" пометит для того, чтобы удалить?

Для эффективного управления информацией, хранящейся в нашем мозге, ученые советуют делать одну простую вещь: как можно чаще думать о том, что для нас на самом деле важно. Фокусировка внимания на таких вещах приведет к изменениям в структуре нейронных связей. Ненужная информация будет удалена, а полезная начнет становиться более прочной.

Полезная визуализация

Нередко для того, чтобы избавиться от неприятных или ненужных мыслей, бывает недостаточно простого переключения внимания. Обрести контроль над содержанием нашего сознания позволяют различные техники визуализации. Одна из них заключается в следующем. Расслабившись, вы представляете себе доску, на которой мелом написаны или изображены ненужные вещи. Затем мысленно вы берете хорошо смоченную тряпку и стираете все это, оставляя место для новой информации. Вспомните, как тщательно мыли доску в школе? Точно так же необходимо сделать и теперь - только в воображении.