Рубрики

"Карантин потребления" – как коронавирус изменит наше отношение к деньгам

Похоже, детские мечты Греты Тунберг сбываются - общество вынужденно отказывается от чрезмерного потребления продуктов и товаров. К сожалению, виной тому не прогрессивные взгляды на жизнь и личная ответственность, а страх перед шествующей по планете пандемией коронавируса.

"Карантин потребления"

Благодаря строгим карантинным мерам, введенным рядом развитых стран, закрыты бутики и торговые центры, кафе и рестораны, многие предприятия останавливают производство. Сами люди стали бережнее относиться к деньгам. Ведь этот ресурс у большинства ограничен. Источники доходов снижаются или вовсе исчезают, а кушать хочется каждый день. Специалисты уже называют сложившуюся ситуацию "карантином потребления".

На этом фоне любопытно прочитать интервью известного голландского дизайнера, аналитика и футуристки Лидевии Эделькорт. Эта женщина - лучшая в своем роде. Она помогает формировать продуктовую линейку для международных брендов, консультирует корпорации по вопросам идентичности продуктов и стратегии развития. Среди ее клиентов такие компании, как Coca-Cola, Siemens, Nissan, Camper, Moooi. В индустрии красоты Studio Edelkoort разработала концепции и косметические продукты для L'Oréal, Estée Lauder, Gucci, Lancôme, Shiseido и других.

Пора менять привычки

"Нам придется отказаться от многих наших привычек. Это будет тяжело, как если бы мы отказались от наркотиков, - делится мнением Эделькорт. - Похоже, что мы массово вступаем в карантин потребления, где научимся быть счастливыми просто надев обычное платье, и заново откроем для себя старые любимые вещи. Чтобы сделать жизнь прекрасной, будем читать забытые книги и готовить у плиты".

По прогнозам Li Edelkoort, потрясение испытают все секторы экономики. Но особенно пострадают бренды класса люкс, авиакомпании, гостиничный бизнес, электроника и импортные продукты питания. Те, которые связаны с активным перемещением товаров и населения. Не секрет, что львиную часть доходов косметическим брендам, домам высокой моды, часовым и ювелирным компаниям приносили жители Азии, особенно китайцы. Однако в связи с пандемией коронавируса, туризм фактически замер.

Не было счастья, да несчастье помогло

Как бы не кощунственно звучало, для планеты подобная ситуация только на пользу. Быстро распространяющееся заболевание оказало неожиданное положительное влияние на окружающую среду. Например, в Китае выбросы углерода снизились как минимум на 25 %. Содержание в атмосфере диоксида азота, провоцирующего астму, упало на 40 %. Заметно уменьшилось потребление нефти из-за глобального спада мировой экономики.

Экстремальное положение в кои-то веки заставило капиталистов подумать о простых людях. В Соединенных Штатах, где оплачиваемый отпуск по болезни не является обязательным, некоторые крупные компании, такие как Walmart и Amazon, пообещали сотрудникам двухнедельный оплачиваемый отпуск, если они заболеют коронавирусом или введут обязательный карантин.

В России правительство подготовило антикризисный план поддержки экономики и населения. Определенные льготы и послабления получат средний и малый бизнес, созданы структуры по мониторингу цен в магазинах, упростят доступ доказавших свою эффективность импортных лекарств на российский рынок. Для уволенных будут организованы оплачиваемые общественные работы. Рассматриваются вопросы отсрочки погашения кредитов, налогов, штрафов.

"Мы открываем чистую страницу для нового начала, - продолжает Ли. - Страны больше будут инвестировать в мелкие частные производства. Настанет век процветания искусства и ремесел, в котором ручной труд и творческий подход будет цениться превыше всего".

Насколько это реально?

Хотя Лидевия Эделькорт является гуру экономики, многие специалисты сомневаются в радужном развитии событий. Коронавирус в конце концов отступит, и люди вернутся к привычному образу жизни. Будет наблюдаться эффект отскока. Резко увеличится потребление, население захочет купить вещи, к которым в результате карантина оно не имело доступа. Фабрики и заводы будут перегружены заказами. Скверная экология опять станет "нормой" из-за увеличившегося производства.

Американские компании и вовсе не собираются прекращать производство и кардинально менять трудовую политику. Вместо этого они ищут новые способы привлечения клиентов. Пока в обычных магазинах наблюдается серьезное снижение трафика, электронная торговля процветает и наращивает мускулы.

Некоторые компании взлетели как раз благодаря коронавирусу. Например, бесконтактную доставку организовала курьерская служба Postmates, а Costco предлагает "постапокалиптический" комплект продуктов и товаров за 6000 долларов, который поможет прокормить семью из 4 человек в течение года.

Надежда остается

"В течение многих лет мы понимали, что для того чтобы выжить как биологическому виду и сохранить планету, нам необходимо ввести драконовские изменения в то, как мы живем, путешествуем, потребляем и развлекаемся. Мы не сможем продолжать производить столько товаров, как раньше, - настаивает аналитик. - "Карантин потребления", каким бы временным он ни был, может дать нам возможность остановиться, задуматься и спланировать лучшее будущее".

Возможно, идеалистический прогноз Ли Эделькорт не сбудется. Но идея, что мы отвечаем за судьбу нашей планеты, остается актуальной.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание