Кирилл Миняев вначале занялся выпечкой хлеба, чтобы немного отвлечься от основной работы, которая отбирала много сил. Это было хобби молодого человека. Тогда он и предположить не мог, что его увлечение станет работой мечты. Когда Кирилл оставил должность директора в 2016 году ради создания Казанской фабрики хлеба, многих его знакомых такое решение, мягко говоря, удивило.
Его многому научила работа его мечты: к примеру, тому, что финансовая модель важнее бизнес-плана. Кирилл рассказал об истории развития своего бизнеса, в которой есть и радость от того, что занимается любимым делом, и бесценный опыт преодоления кризиса, и огромные планы на будущее.
Начало сложного пути
Кирилл Владимирович Миняев родился в городе Бугульма (Татарстан) в 1990 году. В 2016 году он руководил филиалом энергостроительной компании. Эта работа отнимала много сил и занимала практически все свободное время. В результате молодой человек понял, что если в ближайшее время ему не удастся найти хобби, то придется обращаться за помощью к психотерапевтам.
Именно в этот период Кирилл обратился к своему другу, владельцу ресторана, попросив позволить ему поработать на кухне в качестве стажера. После основной работы он спешил в ресторан, где мыл и варил, измельчал и тушил и, наконец, пек. Стажер занимался всем тем, что положено выполнять младшему кухонному персоналу. До сих пор он удивляется, каким образом эта работа после напряженного дня в компании подпитывала его энергией.
Первый хлеб, выпеченный своими руками
На той самой кухне в ресторане друга Кирилл испек свою первую буханку, которую называет «чиабатта судьбы», но не стоит думать, что в тот момент начинающий пекарь впервые увидел тесто. Он говорит, что хорошо готовят в его семье все, с детства кулинария была увлечением Кирилла. Но одно дело - помощь маме в приготовлении пирога или булочек на своей кухне, и совсем другое - работа на профессиональном уровне.
Чиабатта была оценена гостями ресторана, и именно в тот момент Кирилл окончательно решил для себя стать профессиональным пекарем.
Казанская фабрика хлеба
Это предприятие Кирилл открывал вместе со своим первым партнером, который позже основал другой бизнес. Для Миняева события стали развиваться стремительно после открытия фабрики и, по его словам, он ни разу не пожалел о своем решении. Партнеры решили, что хотят создать именно хлебозавод — не маленькую пекарню и не сеть пекарен.
На старте это требовало очень больших вложений, решения множества проблем, но этот формат в долгосрочной перспективе должен был стать более доходным. Кирилл считает его более устойчивым, чем сеть пекарен, несмотря на масштабные риски. Сеть хорошо организованных пищевых производств — это, по сути, десятки маленьких хлебозаводов.
Почему Кирилла заинтересовала выпечка хлеба?
Кроме желания иметь собственный бизнес Миняев имел стремление печь натуральный и по-настоящему вкусный хлеб по доступной цене. Кирилл вспоминает, что в то время ему хотелось кричать опытным и успешным бизнесменам: «Ребята, в масс-сегменте можно и нужно производить качественную продукцию, а не травить людей!»
Организация производства
Партнеры серьезно подошли к делу: в первую очередь был составлен план действий и разделены обязанности. Кириллу досталась подготовка технологических карт, подбор персонала, выбор помещения и оборудования, а также заключение договоров на оптовые поставки с торговыми сетями. За финансы и бухучет отвечал его партнер.
Начинающие предприниматели составили бизнес-план, который, как позже стало известно, совершенно им не нужен. А вот финансовой модели, которая была необходима, у партнеров не было. В дальнейшем это обернулось для них серьезной проблемой и одновременно хорошим уроком. Сейчас Кирилл понимает, что в нынешних условиях наличие финансовой модели позволило в первые недели карантина предприятию не только выжить, но и продолжить активно развиваться.
Миняев считает, что бизнес-план – это не пластичный инструмент. Учесть все нюансы покрытия издержек в нем практически невозможно, когда бизнес открывается по методу соинвестирования. Один из наиболее важных показателей оценки эффективности в такой модели — ROI. Если вы имеете долгосрочный источник крупных инвестиций и план построения империи, вам, бесспорно, необходим бизнес-план. Если же нужно оперативно построить доходный и устойчивый бизнес, имеет значение не только ROI, но и более глубокие метрики: LTV, ARPU, которые позволяют отслеживать, в каком состоянии находятся ваши доходы и что с ними будет через несколько месяцев.
Выбор помещения
Найти для пищевого производства помещение с подведенным газом — большая удача. На газовом оборудовании работать в 3 раза дешевле, чем на электрическом. Кроме того, газовые печи обшивают шамотным камнем, который отлично сохраняет тепло. Кириллу с партнером не удалось найти идеальный вариант. Через несколько недель поисков они заменили в расчетах газовое оборудование электрическим и подобрали негазифицированную площадку, к которой пришлось подводить коммуникации.
Закупка оборудования
Пока подготавливалось помещение, был составлен список оборудования и продумана его расстановка. Ввиду ограниченности средств покупали отечественное оборудование: часть за полную стоимость, часть в лизинг. В это же время решился вопрос с персоналом. Приглашенный главный технолог привела свой коллектив.
Начало работы
Первый хлеб был приготовлен в небольшой пекарне в родном городе Кирилла, Бугульме, а также на его собственной кухне. С этим хлебом бизнесмены ездили к поставщикам. Подписали контракт на поставку, который им показался весьма солидным (немногим более тонны хлеба в месяц) с татарстанской сетью «Пестречинка», состоящей из 40 магазинов.
Первый кризис
С момента запуска первой линии время помчалось стремительно. Первый кризис случился примерно через шесть месяцев работы предприятия. Ориентируясь на объем сбыта, молодые предприниматели думали, что предприятие демонстрирует стабильный рост. На самом деле надо было считать доходность. Контракты на поставку заключались с отсрочкой платежа, а потом управляющие неделями добивались выплат за отгруженную продукцию. Молодые бизнесмены соглашались на поставки по минимальной цене, лишь бы хлеб был представлен в известной торговой сети, хотя позже они узнали, что известности следует добиваться с помощью маркетинговых инструментов.
Эти ошибки совершались системно, месяц за месяцем. Кирилл и его партнер были уверены, что вслед за объемами обязательно придет и прибыль. В результате получили кассовый разрыв около 8 миллионов рублей. Оказавшись на грани банкротства, предприниматели вынуждены были брать кредиты, занимать деньги у друзей.
Поддержка команды
Нельзя было скрывать от работников хлебозавода плачевное финансовое положение. Организаторы предприятия собрали сотрудников и честно, ничего не скрывая, объяснили, что ситуация сложная, но не смертельная. Поделились своими планами по преодолению кризиса. Удивительно и, конечно, очень приятно было, что люди остались, поверили. Уволились единицы, которые еще до кризиса собирались менять работу.
Главной ошибкой предпринимателей была продажа низкомаржинального продукта по низкой цене и малыми объемами. Однако повышать цену на хлеб — дело неблагодарное. Оставался единственный вариант — наращивать объемы.
Борьба за выживание
Проанализировав и оценив ситуацию, Кирилл с партнером предприняли ряд неотложных мер:
- Пересмотрели все договоры на предмет доходности, расторгли договоры с низкими закупочными ценами.
- Создали финансовую модель. Ежемесячно стали сводить отчеты о прибыли и убытках с прогнозом на ближайшие месяцы.
- Зафиксировали закупочные цены и дополнительно заключили соглашения на поставку больших объемов, но уже на новых условиях.
Первый крупный контракт
Через полтора года после создания предприятия был подписан первый по-настоящему крупный контракт с сетью «Пятерочка». В 2017 году у нее было в Татарстане 270 магазинов. Контракт был подписан на ежемесячную поставку 36 тонн хлебобулочной продукции.
Примерно в этот же период предприятие стало расширять географию. Хлеб Миняева пересек границы Татарстана и был представлен в соседних республиках — Удмуртия и Марий Эл. А еще через полтора года организаторы Казанской фабрики хлеба поставили новую цель — продажи в Санкт-Петербурге и Москве. Впервые эта идея была озвучена в январе 2020.
Можно все делать правильно, но разориться
А потом была объявлена пандемия. Цены на сырье в марте выросли на 40%, а торговые сети получили предписания о фиксации цен на продукты. Хлебозавод Миняева оказался в ситуации, очень напоминавшей первый кризис. Выбор был невелик: либо заливать кредитами и накопленной денежной подушкой кассовый разрыв, либо опять выходить на новый рынок и увеличивать объемы.
Сегодня Миняев признается, что четыре года работы в таком сложном бизнесе научили его вместе с единомышленниками совершать странные, неочевидные, а иногда и сумасшедшие действия ради выживания. Поэтому с началом пандемии никто не сомневался в том, что предприятие не должно снижать обороты. Более того, осенью в Подмосковье начнет работать завод, который будет поставлять в столицу и Московскую область 25 видов продукции Миняева.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание