Рубрики

Клиенты не уйдут, если отказать правильным тоном: как сказать "нет" и не потерять заказчиков

Если вы фрилансер или самозанятый, вам приходится постоянно беспокоиться о том, что работа может закончиться в любой момент. Пандемия усугубила ситуацию. Это может привести к тому, что вы будете отвечать "да" на любой запрос, который к вам поступает, даже если вы уже перегружены.

Попробуйте установить определенные границы. Отвечайте отказом некоторым клиентам или дополнительной работе, а также сопротивляйтесь нереалистичным срокам. Поверьте, никто из клиентов вас не бросит. Также не стоит опасаться чрезмерного снижения доходов.

Вы сможете расставить приоритеты и выбирать наиболее высокооплачиваемую работу. Кроме того, небольшое снижение дохода стоит того, чтобы защитить ваше здоровье и сохранить баланс между работой и личной жизнью. Научитесь говорить "нет", но при этом не терять клиентов. Вот основные стратегии для этого.

Объясните, но не слишком подробно

Это хорошая идея - объяснить вашим клиентам, почему вы говорите "нет". Но будьте кратки. Простого объяснения, что у вас нет времени, часто достаточно, особенно с давними клиентами. "Я занят и не могу вместить ничего другого в этом месяце", – эту фразу вы можете использовать.

Ваши клиенты - тоже занятые люди. Они поймут, что все ваше время уже расписано. Когда вы слишком много объясняете, вы не кажетесь очень уверенными в своем решении. Даже если вы чувствуете себя так внутренне, лучше не показывать это клиентам.

Относитесь ко всему по-деловому

Ваш тон важен. Если вы относитесь к слову "нет" как к катастрофе или как к чему-то, за что вам нужно извиниться, ваш клиент будут ориентироваться на вас. Лучше относиться ко всему по-деловому.

"Спасибо, что обратились ко мне, но в данный момент у меня нет возможности для дополнительной работы", - вот стандартная формулировка.

Предлагайте альтернативные графики — или даже альтернативных фрилансеров

Ваши клиенты обращаются к вам, потому что вы каким-то образом облегчаете им жизнь. Имейте это в виду, когда вы говорите "нет". Предложение альтернативных решений может помочь поддерживать отношения. Например, предложите клиенту два варианта: вы можете выполнить работу в следующем месяце, если он готов ждать, или вы можете направить его к другому фрилансеру.

Будьте гибкими

Этот вариант хорошо работает для клиентов, с которыми у вас есть текущие или долгосрочные проекты. Если они попросят вас сделать что-то дополнительно, дайте им знать, как это повлияет на общий график. Вы можете сказать: "Я могу сделать X, но это означает, что мне нужно изменить приоритеты. Тогда мне придется отложить встречу на Y. Дайте мне знать, как действовать".

Заверьте своих клиентов, что ваше "нет" также в их интересах

Как и многие фрилансеры, страх сказать "нет" истекает из опасения, что клиенты бросят вас, если вы не сделаете все, что они хотят. Однако ваши клиенты нанимают вас из-за качества вашей работы. Поэтому потеря качества для вашего бизнеса гораздо более рискованное дело, чем потеря работы.

Подчеркните, насколько вы цените сотрудничество

Все любят чувствовать себя ценными. Напомните клиентам, как высоко вы цените ваше сотрудничество.

Будьте себе самым лучшим защитником

У вас нет босса и отдела кадров, который будет работать за вас. Это означает, что вы должны постоять за себя, даже если это неудобно. Ваши границы важны, и хорошие клиенты не будут пересекать их.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание