Рубрики

«Кнут и пряник» никто не отменял: как руководителям бороться с «офисными зомби»

«Офисные зомби» - это те токсичные сотрудники, которые не удовлетворены своей работой, но вынуждены терпеть только из-за финансовой составляющей. Они живут лишь от зарплаты и до зарплаты, особенно не показывая никаких результатов и успехов. Какова природа этого явления и как поступать в данном случае руководителям, разбираемся в сегодняшней статье.

В ловушке

Из-за пандемии начались массовые сокращения, увольнения, десятки миллионов людей лишились рабочих мест. Но даже те, кто не попал под сокращение, в итоге столкнулись с таким неприятным моментом как урезание зарплаты. Осознавая сложную ситуацию на рынке труда, растущую безработицу, «уцелевшие» сотрудники были вынуждены смириться со своим положением, согласиться на более низкий доход, лишь бы не потерять работу. И даже если не нравится политика компании, руководства, условия труда, отсутствие перспектив и т. д., то сотрудники все равно терпят, хотя внутренне негодуют. И это чувство безысходности и неудовлетворенности работой, осознания того, будто они попали в ловушку, и превращает их в «офисных зомби».

Негативные последствия

Для любой компании и для любого руководителя наличие в коллективе хотя бы одного такого «зомби» - это уже риск крушения бизнеса. А все потому, что такой человек создает токсичную атмосферу. Его неудовлетворенность работой негативным образом влияет на восприятие преданных делу сотрудников. Когда кто-то обесценивает работу фирмы, подрывает авторитет, постоянно жалуется на то, как все плохо, то и другие работники начинают сомневаться в том, что у них хорошая работа. В итоге психологический климат в коллективе становится крайне негативным. Растущее недовольство приводит к снижению производительности. Сотрудники начинают прилагать меньше усилий к тому, чтобы показать хорошие результаты и превращаются в «зомби», цель которых — прожить от зарплаты до зарплаты.

Методы борьбы

Что может сделать руководство, дабы предотвратить подобные негативные последствия, несущие прямую угрозу развитию бизнеса? Вот несколько шагов, которые следует предпринять.

1. Постоянное взаимодействие

Результаты опроса показали снижение производительности сотрудников во время пандемии на 30-40 процентов. Объясняется это переходом на удаленную работу и отсутствием нормального общения с руководством. Отчасти сами руководители виноваты в том, что бросили сотрудников на произвол судьбы. Представьте себе: вас переводят на «удаленку», а потом от начальства лишь поступают новости о сокращении зарплаты, о прибавляющихся новых обязанностях и т. д.

Качественное общение — это то, что обязательно должно быть при взаимодействии с работниками. Если нужно урезать зарплату, тогда следует обговорить этот момент с каждым сотрудников в индивидуальном порядке. Объяснить, почему эта мера является вынужденной, успокоить, что это временно, что обусловлено кризисом. Успокойте коллектив, сказав о том, что если сейчас мы будем работать слаженно, тогда преодолеем тяжелое время и вернемся к нормальным привычным условиям работы.

Если вы хотите дать работникам больше обязанностей, тогда тоже объясните причину, ваши мотивы. Когда работники поймут ситуацию, то смогут войти в ваше положение. Они поймут, что вы не просто их обижаете урезанием зарплаты, а на самом деле заботитесь и переживаете за них. Просто сейчас нужно сплотиться всем вместе, немного потерпеть — и все наладится.

2. Возможность достичь хороших результатов

Сотрудник превращается в «зомби», когда не видит никаких перспектив развития, а лишь наблюдает за ухудшением текущего положения. Чтобы мотивировать работников, подарите им надежду на достижение хороших результатов в будущем. Эффективный инструмент для этого — обучающие курсы, образовательные программы, которые дают возможность приобрести новые знания и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся. Знаете ли вы, что 75 процентов работников мечтают повысить свою квалификацию, чтобы достичь новые горизонты? Дайте им такую возможность и инвестируйте средства в образовательные программы.

Это еще и эффективный инструмент от лени. Ведь, как правило, больше всего жалуются те люди, которые маются от скуки.

3. Метод «кнута и пряника»

Ничто так не «отрезвляет» сотрудников, а система штрафов и денежных вознаграждений. Когда за плохую производительность и плохие результаты будут наказывать рублем, тогда «зомби», живущих от зарплаты до зарплаты, станет гораздо меньше. Ну а преданные делу работники будут вознаграждены прибавкой к зарплате. Создайте прозрачную систему оценивания, чтобы коллектив видел, что метод кнута и пряника реализуется по-справедливости. То есть, кто больше вносит вклад в развитие компании, тот и зарабатывает больше. Кто же ленится и ничего не делает, тот вряд ли улучшит свое материальное положение.

Вместо заключения

Если вы испробовали все три вышеупомянутые стратегии, но в вашем коллективе по-прежнему остались «офисные зомби», то, увы, придется прибегнуть к увольнению. Поговорите с токсичным сотрудником, объясните все претензии, посмотрите на его реакцию. Можете сразу предупредить, что если не будет улучшений, то увольнения не избежать. Если работник не сделает никаких выводов, то можете с ним прощаться. Так будет лучше для всей вашей команды. В противном случае этот один человек может потянуть всю вашу фирму на дно.

Оставьте возле себя только тех сотрудников, которые привержены делу, которые разделяют ценности компании, которые идут на контакт и открыты для диалога. При наличии таковых вам удастся пережить кризисные времена.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание