Рубрики

Коронавирус сильно ускорил "выход на пенсию" многих моделей пассажирских самолетов производства Boeing и Airbus

Культовые самолеты исчезают с небосклона раньше, чем планировалось, поскольку коронавирус сеет хаос в сфере путешествий. Сокращение спроса на поездки привело к тому, что некоторые авиакомпании стали переносить сроки "выхода на пенсию" устаревающих моделей. В обычных условиях они бы еще послужили обществу.

Время перемен

Старые, менее эффективные гражданские авиалайнеры, похоже, доживают свои последние дни. Или недели, или месяцы, в зависимости от эксплуатирующей компании. Кризис привел к переосмыслению дальнейшей стратегии крупных авиаперевозчиков. Ставка делается на более рентабельные модели нового поколения – Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350 XWB.

Первой ласточкой стала американская Virgin Atlantic Airways, которая досрочно вывела из эксплуатации летательные аппараты Airbus A340-600. Европейская KLM Royal Dutch Airlines с конца марта перестала использовать для пассажирских перевозок самолеты серии Boeing 747-400. И это только начало.

От рекордных плюсов к рекордным минусам

Не только люди становятся жертвами коронавируса. Им "заболели" и самолеты. Только болезнь носит не биологический, а экономический характер. В 2019 году около 1,5 миллиарда человек отправились в путешествие. Это абсолютный рекорд за всю историю человечества.

Большая часть из них воспользовались услугами авиатранспорта. Естественно, не существует такой компании, которая бы штамповала новые самолеты, как горячие пирожки. Поэтому в авиаперевозках был задействован весь имеющийся парк летательных аппаратов, в том числе устаревшие модели. Хотя они не могли похвастаться экономичностью и экологичностью, они могли перевозить дорогих клиентов – и это главное.

Что же теперь? Поток туристов иссяк. Люди стараются перемещаться воздушным транспортом лишь в случае острой необходимости. Нужда в старых машинах отпала сама собой. Поскольку Boeing и Airbus продолжают выпускать новые самолеты, авиакомпании по всему миру приступили к проектам обновления парка, которые приведут к тому, что устаревшие модели будут выведены из эксплуатации в пользу более эффективных "ласточек".

Пандемия как двигатель прогресса

Например, последние несколько лет наблюдается тенденция постепенной замены ставших культовыми четырехмоторных гигантов Boeing 747 и Airbus A380 в пользу двухмоторных самолетов. Авиастроительные компании "Боинг" и "Эйрбас" сами в значительной степени инициировали этот процесс, чтобы сосредоточиться на аппаратах следующего поколения. К новинкам, прежде всего, относятся Boeing 787 Dreamliner, Airbus A350 XWB и Boeing 777X.

Стареющие двухмоторные самолеты также находятся на грани списания. Авиакомпании стремятся очистить ангары для более современных моделей, которые обеспечивают пассажирам лучший комфорт.

Без паники – это не впервой

Дело в том, что ранее эксплуатирующие самолеты организации планировали поэтапную замену устаревшей техники на новую. Это обусловлено экономическими и логистическими причинами. Процесс должен был растянуться на годы. Пандемия, вызванная распространением COVID-19, изменила планы. Процесс заметно ускорился.

Использование спада, связанного с коронавирусом, в качестве катализатора для списания самолетов, не является новым для отрасли. Авиакомпании обычно используют периоды низкого спроса для реструктуризации парка за счет новых аппаратов, как это было в период после глобального экономического кризиса 2009-2011 годов. Тогда наблюдалось аналогичное сокращение авиаперевозок. Какие же "небесные ласточки" устали и вынуждены "выйти на пенсию"?

Boeing 757-200

Компания American Airlines подтвердила, что она ускорит вывод из эксплуатации узкофюзеляжных самолетов Boeing 757-200 вскоре после летнего сезона 2021 года. В американском флоте насчитывается 34 подобных аппарата, причем самому старшему из них исполнилось 27 лет.

Этот самолет сыграл важную роль в эксплуатации маршрутной сети American Airlines как на внутренних, так и на международных маршрутах. Boeing 757-200 выполнял трансатлантические рейсы из американского Нью-Йоркского хаба в столицу Шотландии Эдинбург, а из Майами в города Южного полушария.

Boeing 757 будет заменен его конкурентом Airbus-A321. Европейский самолет, имеющий такую же вместимость и дальность полета, в настоящее время осуществляет флагманские трансконтинентальные перевозки между Нью-Йорком, Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Он более экономичен и технологичен.

Boeing 767-300ER

American Airlines также ускорит вывод из эксплуатации стареющих широкофюзеляжных самолетов Boeing 767-300ER. Их осталось всего 16 штук. Освободившееся место займут новые широкофюзеляжные самолеты, включая Boeing 787 Dreamliner. Они предлагают аналогичную вместимость, обеспечивая при этом большую дальность полета и эффективность, а также множество современных удобств для пассажиров.

Boeing 747-400

KLM Royal Dutch Airlines перенесла вывод из своего парка Boeing 747-400 на конец марта. Планы нидерландского перевозчика попрощаться с самолетом первоначально предусматривали дату списания в январе 2021 года. Этот аппарат уступит место более эффективным двухмоторным моделям: Boeing 787 Dreamliner и 777.

Boeing 747-400 выводится из эксплуатации во флотах по всему миру. Qantas хочет вывести свои 747s в течение года, а British Airways – в течение ближайших нескольких лет. Американские авиакомпании Delta и United за последние 3 года уже списали все борта.

Airbus A340-600

Virgin Atlantic перенесла сроки вывода парка четырехмоторных самолетов Airbus A340-600, первоначально запланированного на май. Это вызвано проблемами с новым Boeing 787 Dreamliner, а точнее – авиадвигателями Rolls Royce Trent 1000. В Европе только Lufthansa и Iberia остаются двумя крупными эксплуатантами воздушных судов этого типа. Помимо Dreamliner, на место модели A340-600 придут Airbus A350-1000 XWB и A330-900neo.

McDonnell Douglas MD-88/MD-90

Финансовый директор Delta AirLines Пол Джейкобсон объявил о возможности списания McDonnell Douglas MD-88 и MD-99. Культовый самолет с Т-образным хвостом был в значительной степени выведен из эксплуатации американскими авиакомпаниями Allegiant Air, American Airlines и другими. Delta оставалась единственной, которая эксплуатировала легендарную модель.

MD-88 и MD-90 в основном работают на внутренних маршрутах США, а хабом служит аэропорт в Атланте. Самолет имеет уникальную конфигурацию 3-2, которая обычно не встречается на современных авиалайнерах. Планируется, что ветераны будут заменены семейством Airbus A320 и его облегченной версией Airbus A220-300.

Airbus A380

Не щадит время и самый крупный гражданский авиалайнер A380. Эксплуатация гиганта стала слишком расточительной при снижении загрузки рейсов. Авиакомпания Lufthansa первой объявила о том, что оставит лишь небольшую часть бортов для межконтинентальных маршрутов в Северную Америку и Азию.

Ее примеру последовала Korean Air, которая вознамерилась в ближайшем будущем обновить парк летательных аппаратов. Компания Qantas из 14 лайнеров оставила в эксплуатации лишь 4. Два курсируют на маршрутах Сидней – Лос-Анджелес и Сидней – Сингапур – Лондон. Еще два проходят техобслуживание.

Авиакомпании решили не продолжать работу с Airbus A380, поскольку громоздкий самолет требует специальной дорогостоящей взлетно-посадочной полосы, которая есть только в самых крупных аэропортах. Их заменят двухмоторными самолетами, такими как Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350 XWB. Компания "Эйрбас" прекращает производство этого типа воздушных судов в следующем году. Жаль, компетенции строительства сверхбольших летательных аппаратов могут быть утеряны.

Airbus A310

Руководство Air Transat подтвердило, что Airbus A310 был выведен из эксплуатации раньше, чем планировалось – уже в марте 2020 года. А310 стал одним из первых широкофюзеляжных самолетов, выпускаемых Европейским концерном "Эйрбас". Канадская авиакомпания оставалась единственным эксплуатантом модели в Северной Америке.

Будучи одним из старейших из эксплуатируемых авиалайнеров, А310 стал популярным среди любителей авиации, желающих заглянуть в прошлое индустрии. Air Transat использовала этот самолет для внутриканадских перелетов, а также для трансатлантических перевозок в Европу.

Это не единственные модели, постепенно снимаемые с эксплуатации. Среди них есть модели марок Embraer, Bombardier и других.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание