Рубрики

Любопытная история компании "Макдоналдс": как началась эпоха фастфуда

Мало кому известно, что братья Дик и Мак Макдоналд на заре своей трудовой деятельности не были поварами. В Калифорнии они работали на киностудии монтерами съемочных лесов, водителями грузовиков и обслуживали кинотеатры. При этом они имели мизерные доходы и питались всего один раз в день. Их меню составлял резиновый хот-дог из ларька напротив. Этот ларек был чуть ли не единственным местом, где хоть как-то теплился бизнес.

Закусочная в захолустье

Подобные наблюдения подтолкнули братьев в 1937 году к тому, чтобы открыть собственную закусочную. На их пути лежало много трудностей, займов, проблем. Их заведение McDonald’s Bar-B-Que имело кратковременную популярность, но после войны едва держалось на плаву. В результате братья перенесли свой бизнес в захолустный городок Сан-Бернардино.

Однажды в 1954 году здесь появился Рей Крок, 52 лет, который тогда был обычным продавцом мультимиксеров. Его привело сюда любопытство. Дело в том, что в заведении братьев Макдоналдов, в отличие от всех остальных, использовали восемь мультимиксеров одновременно вместо одного. С учетом количества насадок на каждом можно было готовить сразу сорок коктейлей. Для ресторанного бизнеса шестидесятых это было неслыханным расточительством.

Работа в закусочной McDonald’s била ключом, вокруг нее кипел небывалый ажиотаж, ее гамбургерами лакомился каждый третий в городе, а также проезжающие не ленились свернуть, чтобы попасть сюда. В отличие от братьев, которые не отличались амбициозностью, Кроку пришла идея распространить этот ажиотаж за пределы городка.

Крок нашел золотую жилу

Он верил, что новации в сфере приготовления еды и обслуживания посетителей обернутся золотой жилой, и начал предпринимать решительные действия. У Макдоналдов, которые не желали расширяться, он выкупил права на то, чтобы открывать франшизы по всей стране. При этом братья, как авторы идеи, по договору получали львиную долю прибыли, тогда как Рею Кроку причиталось всего 1,9 %.

Сама идея франшизы впервые была воплощена канадкой Мартой Матильдой Харпер, бывшей служанкой, которая выстроила международную сеть из салонов красоты.

Однако мизерный доход не пугал дельца, он загорелся идеей развития этого бизнеса. Первый ресторан сети был открыт им в пригороде Чикаго - Дес-Плейнсе. Его дела шли в гору, но сначала было очень трудно, бизнес требовал работы Крока почти круглые сутки. Он потерял покой и сон, рассорился с супругой.

Всесильны лишь настойчивость и упорство

Но ставки уже были сделаны. Продались первые три франшизы - в Лос-Анджелес, Резелу и Фресно. Дальше – больше. Наконец в 1961-м Рей Крок выкупил у апатичных Дика и Мака их компанию за взятые в кредит 2,7 млн долларов (в то время это составило бы порядка 2,5 млн рублей).

Сразу после этого дизайнером Джимми Шиндлером был разработан узнаваемый ныне логотип в форме буквы "М". Спустя четыре года под этой буквой в Америке работало уже более семисот филиалов "Макдональдса", которыми был продан миллиард гамбургеров!

В конце следующего года акции заведения уже котировались на нью-йоркской фондовой бирже, а это для фастфуда было сродни утопии. Вскоре щупальцами "Макдоналдса" был опутан весь мир, который, впрочем, сильно и не сопротивлялся. На территории бывшего СССР первый фастфуд открыли в Москве в 1990 году. Тогда в очередь выстроилось тридцать тысяч человек.

В заключение - совет от Рея Крока тем, кто открывает свой бизнес: он призывает искать настойчивость в себе. Вот его слова:

Пробивайся вперед: ничто на свете не заменит настойчивости. Ее не заменит талант – нет ничего более обычного, нежели талантливые неудачники. Ее не заменит гениальность – нереализованный гений уже стал притчей во языцех. Ее не заменит хорошее образование – мир полон образованных изгоев. Всесильны лишь настойчивость и упорство.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание