Рубрики

Медичи, Флоренция и примирение с Творцом: история о том, как ростовщики, опасаясь ада, создали рай на земле

В современном мире нет вещей дороже, чем предметы искусства, и цены на некоторые произведения великих мастеров способны ошеломить любого. Однако так было не всегда. Чтобы понять, с чего началась столь странная связь искусства и богатства, необходимо вернуться на 600 лет назад. В эпоху Возрождения произошло знаменательное столкновение рынка и шедевров.

А стояла за этим богатая, властная и беспощадная семья Медичи, за свой счет превратившая Флоренцию в один из самых красивых городов мира. Именно они были первыми в истории крупными коллекционерами современного искусства. Однако не только любовь к прекрасному двигала ими.

Шары Медичи

Во Флоренции невозможно убежать от Медичи - куда ни глянь, обязательно встретишь герб семейства: золотой щит, на котором изображено пять красных шаров и один синий, с тремя королевскими лилиями. Последний Медичи даровал Людовик XI в честь своего особого расположения. А вот насчет присутствия остальных шаров ходит очень много легенд.

Что бы они не означали, вряд ли у другого семейства имелся (или имеется) более простой, но столь узнаваемый герб.

Королям кредитов не давать!

Необыкновенный путь богатейшей итальянской семьи начался с Джованни ди Биччи Медичи, обычного ростовщика, который стал первым флорентийским банкиром.

Джованни родился и вырос в бедности, поэтому, заработав немного денег честным трудом, решил подзаработать, давая в кредит.

В то время банк представлял собой обычный стол, установленный у входа на рынок. В переводе с итальянского "банк" это и есть "стол". Сидящие за ним "банкиры" пытались заманить клиентов, выкрикивая выгодные предложения. "У меня есть 50 флоринов, я могу дать их вам до Рождества! Обратно вы вернете мне 60 флоринов!" - примерно так все это и звучало.

Ростовщичество в эпоху Возрождения было делом рискованным, потому что честных людей было не так много. Когда кредиторы не получали своих денег обратно, они демонстративно разбивали свой стол. В переводе с итальянского "стол сломан" - это "банк ротто". Теперь вы знаете, откуда произошло слово "банкрот".

Медичи быстро смекнул, что королевские особы предпочитают кредиты не отдавать, а потому сразу же придумал особые правила: не предоставлять ссуды тем, кто и без того все может себе позволить. Можно сказать, что так он изобрел капитализм, а уже в 1937 году смог создать организацию, отдаленно напоминающую современные банки.

Седьмой круг ада

Джованни Медичи оказался невероятно практичным человеком, поэтому сумел заработать довольно много денег. Однако и он сам, и все члены его семьи были набожными христианами, подчинялись законам церкви, поэтому постоянно разрывались между божественными заповедями и земными потребностями.

Загробный мир представлялся Медичи таким же реальным, как тот, в котором они торговали. Согласно Библии, ростовщичество считалось смертным грехом. Так что по мере накопления своего богатства в кредитной части его бухгалтерской книги Джованни и вся его родня искренне боялись того, что ожидало на дебетовой стороне: угрозы вечного проклятия.

Данте Алигьери, земляк Медичи, подробно описал круги ада в своей "Божественной комедии". Так вот Седьмой круг, был наполнен богохульниками, содомитами и кредиторами. Но преуспевающим флорентийцам повезло - церковь эпохи Возрождения предлагала своеобразную сделку с совестью, согласно которой любой человек, спонсирующий великие произведения искусства или архитектуры, автоматически освобождался от искупления грехов в аду.

"Райские врата"

Чтобы искупить грехи, Медичи приняли решение пожертвовать нечто особенное зданию баптистской церкви - в ней крестились и богатые, и бедные. Потому они могли угодить не только небесному суду, но и земному.

В 1424 году Джованни ди Биччи торжественно представил всему городу поражающие воображение массивные двери церкви, выполненные из позолоченной бронзы. Он лично выбирал художника, которым стал Лоренцо Гиберти, воплотивший на полотне барельефные сценки из Нового Завета. Талантливому ювелиру понадобилось 20 лет, чтобы завершить это неоспоримое произведение искусства, названное "Райскими вратами".

Спустя пять лет после установки грандиозных дверей, Джованни Медичи скончался на 89-м году жизни, успев подарить своим потомкам и путь к богатству, и путь к "очищению", открыв им глаза на огромный потенциал искусства.

Первый в истории случай спонсирования постройки монастыря

Козимо Старший, первый сын Джованни, сумел сделать свою семью самой влиятельной в Европе, распространив филиалы банка Медичи по всей Европе.

Козимо был политическим гением и тонко чувствовал силу равенства с простым народом. Потому несмотря на свое несметное богатство, всегда одевался очень просто и даже ездил не на лошади, а на осле. В то же время он переживал, что пятно ростовщичества не смыто с имени их семьи навсегда, и был уверен, что одними "Райскими вратами" настоящие врата в рай им не открыть.

Козимо нередко обсуждал это с Папой Римским, а тот пообещал Медичи искупление всех грехов, если тот пожертвует деньги на строительство монастыря Сан-Марко. В то время богатые люди постоянно давали храмам деньги на часовни или фрески, но Козимо знал, что этого мало, поэтому полностью оплатил строительство целого монастыря, что стало первым подобным случаем в истории.

Медичи лично следил за всем процессом строительства и дал приказ вырезать над входом огромную надпись, гласящую: "Папа Евгений IV обещает, что Козимо Медичи будут отпущены все его грехи взамен на строительство этого монастыря". А еще он попросил сделать для себя подобие монашеской кельи, внутри которой постился, совершал покаяние и умолял о спасении своей души.

Позаботившись о себе, банкир решил сделать что-то и для искупления грехов всей семьи, заказав у Беноццо Гоццоли огромную картину для своей кельи, изображавшую волхвов, несущих Иисусу дары. Ведь чем была вся эта церковь, если не огромным подарком от Медичи Христу?

Флорентийские волхвы

В итоге Медичи очень понравилось ассоциировать себя с библейскими волхвами. Настолько, что они даже ввели традицию воссоздания грандиозного шествия: 6 января сотни людей выходили на улицы Флоренции и несли обезьян, попугаев, гепардов, тигров и других животных.

А на частной часовне дворца Медичи появилась новая фреска - с тем же сюжетом и вновь принадлежащая руке Гоццоли. Но на этот раз она была выполнена без лишнего аскетизма, представляя собой разноцветный и позолоченный праздник чистого капитализма.

Козимо и его старший сын умерли от подагры в 1460-х годах, после чего власть семьи Медичи перешла в руки его внука Лоренцо.

Великолепный Медичи

Лоренцо Великолепный получил лучшее классическое образование, какое только можно было купить за деньги. В отличие от деда и прадеда он совсем не интересовался банковским делом, считая, что важнее всего в жизни его личные удовольствия. Он совершенно не стеснялся выглядеть как самый могущественный житель Флоренции, коим он, собственно, и являлся, а своим главным увлечением считал искусство.

Его великой мечтой было возродить красоту и мифы древнего классического прошлого, поэтому он предпринял практические шаги для ее реализации. Переживая из-за того, что флорентийское Возрождение теряло власть в мире живописи, он решил основать школу современного искусства, выбрав лучшие работы из семейной коллекции и наняв талантливых учителей.

Лоренцо основал академию в своем собственном саду. Его преданность языческому искусству вместо религиозного сформировало творческое направление обучения. Одним из его учеников был Микеланджело Буонаротти. Кто знает, возможно мы никогда и не узнали бы об этом талантливейшем творце, если бы не покровительство Медичи Великолепного.

С этого момента члены семьи больше не думали об отпущении грехов - им больше не нужен был Бог, теперь они поклонялись богам искусства.

Преступление и наказание

Медичи далеко продвинулись менее чем за 100 лет. Однако на каждый подъем - свое падение. Лоренцо не верил в ад и хотел возродить древний Рим в христианской Флоренции.

Но сразу после его смерти в 1492 году призраки преисподней вернулись и предстали пред семейством Медичи в лице фанатичного монаха Джироламо Савонаролы. Он объявил войну языческому искусству, находящемуся под покровительством потомков Лоренцо, и убедил жителей Флоренции сжечь все произведения искусства во славу Божью на полубезумном религиозном празднике "огней тщеславия".

Савонарола проповедовал, что конец света близок, и в чувствах апокалиптического террора жители Флоренции повернули против Медичи.

Через два года после смерти Лоренцо его старший сын Пьеро понял, что его семья в смертельной опасности, потому уговорил их бежать из города. Роскошные дворцы были разграблены, а все произведения искусства украдены или уничтожены.

Из банкиров в диктаторы

Почти 20 лет Медичи пребывали в изгнании, но не оставляли мысли вернуть былую власть через церковь. Младший брат Пьеро, Джованни, стал первым Папой Римским в семействе, получив имя Лев X. Благодаря его влиянию семья сумела возродить могущественные позиции влияния во Флоренции в 1512 году.

Новое поколение Медичи, выросшее в изгнании, не думало ни о душе, ни об искусстве. Они мечтали о власти.

И вот в 1530 году Флоренция оказалась в руках жестокого диктатора Алессандро Медичи. Необразованный головорез приказал построить огромную пугающую крепость Фотрецца-да-Бассо, предназначенную для покорения, а не защиты, попутно заполняя гербами своей семьи каждый свободный метр города.

А еще именно он нарушил давнюю флорентийскую традицию не использовать портретов на деньгах, заказав художнику Бенвенуто Челлини монетную чеканку своего лица. Это было буквальное заявление о том, что теперь Медичи равны королям.

В 1532 году Алессандро провозгласил себя герцогом Флоренции, что означало смерть республике. Семейство захватило здание муниципалитета Палаццо-делла-Синьория и превратило его в герцогский дворец. Кажется, сбылась мечта Козимо - Медичи перестали быть неблагородными ростовщиками и превратились в правителей.

Возрождение для Медичи

В 1570-х правителем Флоренции стал Франческо Первый, который не был воином, но зато был тонким эстетом, любителем искусства, природы и владельцем коллекции экзотических вещей.

Интересна его миниатюрная галерея, напоминающая шкаф (на фото выше), с овальными картинами, за которыми скрывались предметы искусства, символизирующие ту же стихию, которая была изображена на полотне перед ними.

Заключение

Власть и страсти этой удивительной семьи регулярно становились катализаторами новых форм художественного самовыражения. Именно они сделали капитализм респектабельным, заявив во всеуслышание, что жадность - это хорошо, а лучше всего - жадность к искусству.

Джованни Медичи хотел уйти от бездуховных корней своего богатства, но итогом стало появление валюты более дорогой, чем золото. Ею стало искусство.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание