За последние несколько лет значительно снизилось количество иностранных игроков на рынке России. Отток иностранного капитала происходил и раньше в силу различных экономических и политических причин, но пандемия нанесла сокрушительный удар по торговле иностранных брендов на всей территории страны. Уходит большое количество инвесторов, еще меньшее количество приходит или планирует прийти в перспективе. Особенно остро этот вопрос касается ритейла. Специалисты ожидают снижение активности. По последним данным, в 2021 году на рынок ретейла пришло всего 3 иностранные компании, в то время как за аналогичный период прошлого года - четыре.
Переориентация бизнеса
Специалисты подтверждают: российский рынок пополнился вдвое меньшим количеством магазинов иностранных брендов в текущем году из-за пандемии. Крупные и средние компании переориентировали свой бизнес: часть была перенесена на онлайн-площадки. Бутики больше не рентабельны из-за низкого товарооборота, поэтому все большее предпочтение отдается формату корнеров. Это проще и дешевле, так как стоимость аренды в период пандемии лишь возросла. Неопределенность и высокая степень экономической нестабильности оказывают самое негативное влияние на компании, которые уменьшают количество офлайн-точек и сокращают объемы товаров. Все это, по мнению специалистов, является сигналом к полному уходу ретейлеров с российского рынка. С такими же проблемами сталкиваются и российские производители.
Начало ухода
Конечно, пандемия многих "выжила" с российского рынка, но крупным компаниям, имеющим большие обороты, все-таки сохранить свой бизнес здесь удалось, пусть и не в тех масштабах, что до пандемии. Кроме того, за счет ушедших крупные бренды планируют увеличить свое присутствие и занять до этого неизведанные ниши. За период с 2017 по 2019 годы российский рынок покинули 44 иностранных бренда. Однако специалисты считают уход бизнеса не такой острой проблемой, как это описывают экономисты. Если сравнивать масштабы проблем, то это больше похоже на ситуацию 2014 года, хотя, безусловно, ситуация с коронавирусом более серьезная и тяжелая для всех сфер экономики.
Положительная сторона вопроса
Но в сложившейся ситуации есть и плюсы для российского рынка, особенно для ретейла. Замедление темпов мировой экономики и различные ограничения открыли многие двери для отечественных производителей, в том числе в сфере производства одежды. Продажи некоторых позиций даже увеличились в объемах, что не может не радовать. На данный период времени отечественное производство набирает обороты за счет открытия мелких производств. Локальные компании сейчас являются основными поставщиками не только услуг, но и новых рабочих мест. Это несет рост доходов населения.
Будущее
Однако специалисты и представители отрасли придерживаются мнения, что присутствие иностранных брендов и их работа стабильны. Покидают рынок только небольшие компании, новые, которые не сумели пока еще зарекомендовать себя среди покупателей и наработать своих клиентов. В целом такие компании не несут существенной нагрузки и в общих оборотах ретейла занимают лишь насколько процентов. Их потеря никак не скажется на общих результатах. Рынок торговых центров также стабилен, и это очень хороший показатель. В этом плане Россия крайне выгодно отличается от остального мира, где все еще действует комендантский час и локдауны.
В настоящее время в Россию приехать сложно, но условия для нового входа в бизнес довольно неплохие. Торговые центры также выступают в поддержку брендов, предоставляя льготные условия аренды для новых арендаторов. В целом же уход иностранных брендов с российского рынка оценивается как положительное явление и будет способствовать лишь укреплению и развитию отечественных ретейлеров.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание