Рубрики

Меньше страхов - больше покупок: россияне стали больше тратить

В прошлом году с приходом пандемии мы часто слышали фразу о том, что «жизнь уже не будет прежней». Но тяжелые времена остались позади, люди стали выходить из четырех стен и возвращаться к привычному режиму. Стали функционировать офисы, предприятия, кафе и рестораны и т.д. Вот так плавно мы и перешли в стадию, которую эксперты называют «новой реальностью».

Значительная экономия

Исследователи из консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG) проанализировали расходы россиян в прошлом и в текущем году, чтобы отследить тенденцию: положительная или отрицательная динамика наблюдается после того, как на мир обрушилась пандемия.

В прошлом году в связи с коронавирусом, самоизоляцией доходы россиян в среднем уменьшились на 3,5 процентов по сравнению с 2019 годом. В среднем наши соотечественники в 2020 году стали тратить 26,9 тысяч рублей в месяц, а это примерно на 1680 руб. меньше, нежели в позапрошлом году. В совокупности за прошлый год на товарах и услугах россияне сэкономили 2,77 триллионов рублей.

Классификация потребительских привычек

Эксперты на основании полученной информации выделили пять стадий потребительских привычек. Первая — это то, что называется «затишье перед бурей», когда люди еще пытались понять, что это за пандемия, в чем ее опасность и т. д.

Далее стартовала вторая стадия — это закупка впрок. Россияне массово скупали с прилавков все нескоропортящиеся продукты: крупы, консервы и т. д. Кстати, подобная тенденция наблюдалась и во всем мире. В некоторых странах даже возник дефицит отдельной группы товаров.

Третья стадия — стабилизация. Россияне постепенно смирились с реалиями, как-то приспособились к тому, чтобы изредка посещать маркеты и покупать все необходимое на неделю вперед. Четвертой стадией стало восстановление, когда люди начали возвращаться к нормальной жизни. Сейчас, по мнению экспертов, мы находимся в стадии «новой реальности». Основная ее характеристика — это осознанный отказ от ненужных покупок, поездок. Можно сделать вывод, что наши соотечественники стали более бережливыми, финансово грамотными.

Отношение людей разных возрастов

В постпандемический период траты возросли в первую очередь у молодежи от 18 до 25 лет. Видимо, они устали от сидения дома, от того, что нужно себе во всем отказывать, поэтому массово отправились на шоппинг. Меньше всего тратят пенсионеры: они все еще настроены весьма пессимистично относительно будущего. По всей видимости, пандемия немало их испугала.

Люди в возрасте от 40 до 50 лет — это так называемая «золотая середина», то есть те, кто не испытывает упадничества, но и не живет беззаботно, не думая о завтрашнем дне. Кстати, люди именно данного возрастного ценза больше всего покупают обычные бумажные книги.

Кстати, в целом, если в апреле прошлого года подавляющее большинство россиян не верило в то, что экономическая ситуация наладится, то сейчас наблюдается весьма оптимистичный настрой. Люди искренне верят в то, что у них будут деньги, работа, поэтому не откладывают большие суммы, а тратят деньги так, как привыкли.

«Ходовые товары»

Эксперты зафиксировали небывалый спрос на обувь и одежду. По всей видимости, после долгого сидения дома россияне захотели выйти в свет, а для этого необходимо обновить гардероб. Чаще всего скупают ботинки и полуботинки. Спрос на них вырос аж на 60 процентов. На 44% чаще, чем раньше, интересуются верхней одежде, на один процент меньше — платьями. Балетки и мокасины скупают на 36 процентов больше.

Забавно, что продажи будильников выросли аж на 25 процентов.

Эксперты считают, что это обусловлено выходом россиян на работу. Но не стоит забывать, что многие люди по-прежнему работают на «удаленке», поэтому домашние товары также находятся в топе наиболее востребованных. Чаще всего покупают тапочки, стройматериалы для ремонта.

Также наблюдается спрос на всевозможные товары для здоровья, а именно БАДы и витамины.

Генеральный директор «Шоппинг Лайв» Мария Островская объясняет такую тенденцию тем, что пандемия заставила людей более бережно относиться к своему организму. Это повлияло и на потребительский спрос. Теперь даже в плане одежды предпочтение отдается удобству. Даже модницы вместо туфель на высокий каблуках предпочтут стильные, но комфортные в использовании кроссовки.

То, что не пользуется спросом

В эту категорию попали те товары, которые были на пику популярности, так скажем, в разгар коронавирусной инфекции. Это туалетная бумага, гречка, маски, санитайзеры, термометры. Также россияне стали гораздо реже покупать лимон и имбирь.

Онлайн-услуги в приоритете

За пандемию онлайн-сервисами стали пользоваться в десятки, а то и в сотни раз чаще. В постковидный период люди по-прежнему считают, что шоппинг онлайн — это удобнее. Мало того, даже в салоны красоты теперь записываются через интернет. Заведения, которые не предлагают подобную функцию, лишают себя до 25 процентов выручки.

Также большинство наших сограждан больше не боятся посещать людные места, отправляться в другие страны.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание