Рубрики

Методы и трюки, которые превратят вас в "скоростного читателя". Возможно ли быстро читать и усваивать информацию?

Быстро читать и схватывать всю нужную информацию хотели бы многие. Да и навык этот очень необходим школьникам, студентам и людям многих профессий. Для некоторых скорочтение кажется невозможным, другие же считают, что смогли бы научиться. Действительно, возможно ли быстро читать и сохранять в памяти всю необходимую информацию? Оказывается, существуют определенные трюки, способные каждого превратить в "скоростного читателя".

Что лучше

Кажется наиболее очевидным для скорочтения беглый просмотр текста и быстрое пролистывание страниц, чтобы попытаться найти ключевые моменты. Или есть метод, где используется собственный палец для указания конкретных слов, чтобы глаза фокусировались на необходимых моментах. Также можно попытаться читать несколько строк одновременно. И, наконец, разработаны цифровые технологии, которые воспринимают текст, а затем высвечивают слова по одному на экране, но в быстрой последовательности.

Возможно, все эти методы позволят освоить навык скорочтения. Но вот убедительных доказательств их эффективности, увы, нет.

Мнение психолога Кита Рэйнера

Почему зубрежка текста не является наилучшим способом его запоминания или как улучшить память? Чтобы ответить на эти вопросы, стоит обратиться к работе психолога Кита Рэйнера, работающего в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Ученый провел много лет, оценивая механизмы, лежащие в основе некоторых методов запоминания, и впервые исследовал скорость чтения, отслеживая движения глаз. В 2016 году он опубликовал статью с обзором того, что новейшая наука может рассказать о попытках скорочтения.

Когда мы читаем, обнаружение большинства слов происходит в центральной части сетчатки глаза, где наблюдается высокая концентрация клеток, называемых колбочками. Эти клетки обнаруживают рисунок светлых и темных областей на странице и передают эту информацию в мозг, где рисунок распознается как слова.

Некоторые трюки скорочтения направлены на то, чтобы научить людей больше читать периферическим зрением, позволяя мозгу воспринимать более одного слова за раз. Но на периферии сетчатки находится меньше колбочек и больше ячеек, называемых палочками, которые не так хороши для выделения светлых и темных областей на странице.

Слова могут быть представлены так быстро, что мозг не успевает их обработать. Рэйнер обнаружил, что это может очень хорошо работать с предложениями, но не только глаза ограничивают нашу скорость чтения - когнитивные факторы имеют свои собственные ограничения. Он пришел к выводу, что существует риск того, что после расширения метода для охвата целых страниц текста слова могут быть представлены так быстро, что мозг не успеет их обработать. В результате наши глаза пропускают слова, но мы их не понимаем.

Есть ли выход?

Так есть ли способ ускорить процесс чтения и усвоения информации? Когда мы читаем, наш внутренний голос иногда озвучивает слова в нашей голове, и некоторые считают, что это замедляет сам процесс. Может ли подавление голоса иметь значение? Не обязательно. Внутренняя вокализация может помочь понять, что происходит, согласно исследованию психолога Маллори Лейненгер.

Сложность заключается в том, как увеличить скорость чтения, не ставя под угрозу способность воспринимать и понимать информацию.

Если так сложно найти надежный метод для ускорения движения глаз и ума, то возникает вопрос о том, как чемпионы по скорочтению могут поглощать целые книги за считаные минуты, а не часы, и даже понимать, что в них написано? Возможно ли, что они исключительно хороши в эффективном скимминге?

Как освоить скорочтение

В некоторых ситуациях курсы скимминга могут работать. Иногда все, что нужно, - это найти какой-то конкретный факт в отчете, и в этом случае чтение с листа подойдет. А иногда просто нужно понять суть вещей, и в этом случае стратегии, такие как чтение заголовков, поиск ключевых слов, чтение первого абзаца каждого раздела, а затем первого предложения последующих абзацев, являются эффективными. Конечно, все зависит от типа материала, который читается. Например, работать с учебником сложнее, чем с романом.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание