Рубрики

Можно сразу понять, является ли бизнес-идея жизнеспособной. Для этого достаточно задать себе 5 вопросов

Разработка бизнес-плана является обязательным условием продвижения стартапа. Далее следуют процессы финансирования и реализации подготовленного проекта. Однако затраченные на этих этапах усилия могут быть напрасными, если идея является в принципе нежизнеспособной в заданных условиях.

Практика воплощения многих стартапов в жизнь показала, что их авторы питали излишний оптимизм, который не позволил им объективно оценить шансы на успех. И что самое важное, заслуживающие внимания признаки для сомнений относительно жизнеспособности той или иной идеи в условиях реальной конкуренции могут проявляться еще до создания бизнес-плана. Поводы для подобных сомнений могут дать 5 представленных ниже вопросов.

1. Есть ли спрос на продукт?

Многие стартапы задумываются в условиях безграничной свободы идей, что является их бесспорным достоинством. Именно свобода творческой мысли без рамок и ограничений в итоге дает миру уникальные изобретения и ценные продукты массового потребления. Однако у жизнеспособной идеи должна быть и еще одна важная характеристика – востребованность на рынке. Производные бизнес-проекта в виде товаров и услуг должны нести практическую пользу определенной аудитории. Если сам продукт нравится его создателю и он хочет насытить им рынок, но достаточного потребительского спроса нет, идея обречена на провал.

Проверить наличие такого спроса в том или ином сегменте помогут маркетинговые исследования. Хотя бы по близким к осваиваемой нише продуктам можно оценить, насколько будет оправдана реализация конкретного проекта.

2. Конкурентоспособен ли продукт?

Даже если на рынке есть целевая аудитория, которую может заинтересовать продукт, это еще не значит, что идея будет успешной. Одна из главных причин краха многих компаний на ранних этапах – неспособность выдерживать конкурентную борьбу. Если на площадке, где планируется продвигать и реализовывать продукцию, уже присутствуют сильные игроки с аналогичным предложением, у молодого предприятия может и вовсе не быть никаких шансов.

Вновь следует обратиться к исследованиям рынка или простому изучению конкретной площадки для реализации продуктов, чтобы оценить уровень конкуренции. Важно определить, сможет ли товар за счет своих преимуществ и отличительных черт вызвать больший интерес, чем представленная на рынке альтернатива.

3. Каков финансовый потенциал идеи?

Это наиболее проблемный вопрос для ответа, поскольку даже на этапе проработки бизнес-плана оценить возможную коммерческую отдачу бывает крайне сложно. И все же многие идеи по аналогии с реализованными стартапами хотя бы примерно, но дают некоторую информацию. Отталкиваться прежде всего стоит от производственной части – сколько потребуется ресурсов на выпуск целевого продукта? Сопоставляя эти показатели с возможным интересом потенциальных клиентов и в целом с ситуацией на рынке, можно будет составить общее представление о финансовой жизнеспособности предприятия.

4. Есть ли непреодолимые препятствия для воплощения идеи?

Даже если все условия на рынке благоприятствуют появлению новой компании с ее продуктом и финансовые показатели обещают соответствовать самым позитивным ожиданиям, не стоит торопиться с созданием бизнес-плана. Возможно, столь привлекательные условия с отсутствием конкурентов имеют достаточно простые объяснения, которые лежат совсем в другой плоскости.

Дело в том, что реализация многих стартапов так и остается в планах предпринимателей по причине юридических или технологических ограничений. Например, в одном случае будет невозможно получить лицензию на выпуск продукции с определенным набором характеристик, а в другом – уже логистические препятствия не позволят технически организовать производство в конкретном регионе.

5. Достаточно ли ресурсов для реализации идеи?

Первый этап воплощения задуманного проекта наиболее тяжелый и проблематичный. Потребуются не только материальные вложения самого разного характера в зависимости от типа продукта, но и психологические силы. Должна быть уверенность, что проект не будет заброшен и в первые дни работы по причине отсутствия результатов. Ведь зачастую первую прибыль стартапы приносят только через годы. Даже если удастся найти финансирование, не стоит переоценивать и личные свои качества как руководителя. Только твердая и обоснованная вера в достижение поставленных целей даст шансы на успех.

Конечно, положительные ответы на рассмотренные вопросы еще не говорят о том, что идея будет жизнеспособной. Она может быть таковой, но только при выполнении и целого массива других, косвенных и второстепенных условий. Совсем иначе идея предстанет в виде готового бизнес-плана, который детализирует проект и обозначит, возможно, другие неразрешимые барьеры. К этому тоже стоит быть готовым, оценивая и возможности для внесения корректировок.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание