Рубрики

Нельзя говорить "Это не моя работа": способы улучшить отношения с коллегами

Качество сотрудника принято оценивать в первую очередь по его профессиональным характеристикам. Насколько он компетентен, образован и опытен – это основные свойства, которые скажут о том, уместен ли человек на своем рабочем месте. На следующем уровне также оцениваются личные качества сотрудника, и в этой части уже не все однозначно, так как в ней проявляются умения взаимодействовать с коллегами.

Почему стоит улучшить отношения с коллегами?

Помимо порядочности, пунктуальности и трудолюбия, в последнее время менеджеры отдела кадров обращают внимание на то, как человек ладит со своими сотрудниками. Он вовсе не обязан придерживаться той или иной линии поведения, если это не прописано в договоре и не выходит за рамки общего корпоративного регламента. Тем не менее, хорошие отношения с коллегами могут принести пользу и компании, и самому сотруднику. Теперь стоит рассмотреть, какими именно способами можно достичь положительного результата.

1. Больше слушать, чем говорить

Если нет необходимости поддерживать разговоры с коллегами, этого и не стоит делать. В данной ситуации отказ от участия в общей дискуссии с высказыванием собственного мнения никак не повредит репутации хорошего сотрудника. И напротив, слишком много разговоров без явного повода могут создать обратное впечатление, причем как у коллег, так и у руководителя. Немногословный человек в любом случае остается в выигрыше, однако это не значит, что следует вовсе избегать коммуникации с окружением на работе.

2. Не жаловаться

Существует тип сотрудников, которые всегда жалуются. Предметом критики могут быть условия работы, начальство, проблемы в семье – что угодно. Главное заключается в том, что им просто необходимо излить душу людям, которые находятся рядом. И, разумеется, если большая часть времени проводится с партнерами по работе, их ушам приходится воспринимать эти жалобы чаще других. И ничего хорошего из такой ситуации не выйдет. Безусловно, желание выговориться имеет свою ценность, но рабочая обстановка для этого неподходящее место. Если же критика касается рабочих вопросов, то их следует оформлять соответствующим образом, но без ярких эмоций и безосновательных замечаний.

3. Не говорить «Это не моя работа»

Пожалуй, каждый человек на своем рабочем месте сталкивался с ситуациями, когда его просили выполнять задачи, напрямую не относящиеся к его обязанностям. Кого-то это раздражает, а в каких-то случаях становится подарком, отвлекающим от привычной трудовой рутины. Но не стоит сразу сопротивляться таким просьбам. Даже с точки зрения руководства прописать в регламентах и уставах все обязанности с точностью до мельчайших нюансов невозможно и всегда появится функция, которая выйдет за рамки установленных обязанностей.

Если опустить невозможность исключения подобных просьб из рабочего процесса, то стоит задуматься, а так ли это плохо? Безусловно, если речь идет о выполнении двойного объема работы или решении задач, которые вовсе не соответствуют квалификации, это другой вопрос. Но, например, вынести мусор, заменить лампочку, помочь занести мебель или составить график дежурств в офисе – вполне выполнимые для многих и не столь уж сложные задачи. Поэтому стоит изначально оценить плюсы и минусы обоих решений.

Если последует отказ с ответом «Это не моя работа», ничего, кроме негатива, такая реакция не вызовет. На фоне осложнения отношений с коллегами может понизиться эффективность работы всей команды, что заметит и в руководстве. И напротив, какие риски существуют, если несложная работа все же будет выполнена? Практически никаких – только преимущества. А если утраченное время как-то повлияет на рабочий процесс уже в рамках выполнения своих прямых обязанностей, это можно будет объяснить уважительным оправданием.