Рубрики

"Нет денег, но ты держись": как родители программируют своих детей на нищету

Некоторые родители даже не задумываются над тем, что каждое их слово может стать решающим в системе воспитания ребенка. Именно поэтому произносят выражения, которые программируют малыша на неудачи и бедность. Вот несколько примеров тех фраз, которые ни в коем случае нельзя произносить при детях (тем более делать их привычными в вашем лексиконе).

«У нас нет денег»

Мамы и папы говорят эти слова для того, чтобы отказать ребенку в покупке игрушек или вещей, о которых он просит. Если уточнить, можно заметить, что под данной формулировкой кроется ответ: «Нет денег на твои желания»; «Не хватает на дорогостоящую вещь»; «Нет столько денег, сколько надо именно тебе». К этому можно еще добавить, что не хватает средств на развлечение и, по сути, развитие, поскольку их хватает исключительно на необходимые траты.

Не важно, что именно подразумевают под фразой родители, но для ребенка это звучит как невозможность жить полноценной жизнью, быть наравне с другими ребятишками и в полной мере развиваться так, как это нужно. Ребенок растет в среде отказов и ограничений, поэтому наивно полагать, что с такой программой он сможет стать успешным человеком.

«Мы никогда не жили богато, деньги – это удел миллиардеров»

Ребенок понимает, что его семья живет в бедности и у нее нет шансов называться богатой. То, что доступно другим, ни в коем случае нельзя примерять на себя. Такое выражение словно подрезает крылья для развития. Родители сразу обозначают место и статус ребенка в обществе. Именно поэтому у него появляется разочарование в том, что он родился именно в этой семье, где процветает нищета и бедность. И если кому-то из родителей удается заработать, они предпочитают отложить или спрятать деньги, поскольку руководствуются принципом «не жили богато, нечего и начинать, поскольку завтра может не быть таких больших поступлений».

«Зато у нас честный заработок»

Оправдание для людей, которые не верят в свои силы и не желают улучшить свое материальное положение. Они искренне полагают, что большие деньги моно украсть, но никак не заработать. Такая философия становится привычной для ребенка, поэтому он может действовать по двум сценариям. Первый – это настроиться на то, что честным трудом богатства не заработаешь, поэтому нужно трудится за копейки, чтобы элементарно не умереть с голоду. Второй означает, что нужно воровать, поскольку только так можно достичь желаемого. Как вы видите, оба варианта являются разрушительными для формирования отношения к деньгам.

«Мы не можем себе этого позволить, вот если бы твой папа больше зарабатывал…»

Что именно хотят донести этой фразой мамы до ребенка? То, что они живут сейчас и будут продолжать жить в условиях ограничений, или то, что папа является бездельником? А может, что он не является профессионалом своего дела или выбрал работу полегче, за которую платят копейки? В любом случае это звучит как упрек не только в сторону отца, но и ребенка, которого «угораздило» родиться в семье, где родители не могут обеспечить своих детей и не уважают друг друга.

«Скажи "спасибо", что пока родители дают тебе деньги, посмотрим, сколько ты сможешь заработать»

Такая установка провоцирует развитие у ребенка страха перед будущим. Кроме того, родители априори в него не верят, а откуда ему взять силы для того, чтобы преуспеть в жизни? Он понимает, что нужно подольше «задержаться» в детстве, взрослеть нельзя, поскольку наступят черные будни, нищета, ограничения и прочие негативные перемены. Поэтому он развивается инфантильным, зависимым, с низкой самооценкой, с недостатком уверенности в себе и страхом перед любыми переменами (они его пугают, поскольку априори не могут быть положительными).

«У нас деньги только на черный день»

Даже если родители решили оставить определенную сумму в качестве финансовой подушки безопасности, ни в коем случае не стоит произносить эту фразу. Как известно, «ружье должно выстрелить», поэтому отложенные на черный день деньги должны пригодиться именно в таких обстоятельствах. То есть черный день рано или поздно наступит, все его со страхом ждут и никак не могут понять, когда именно будет очень плохо: родители останутся без работы, заболеет кто-то из домочадцев, сгорит дом и пр.

Страшно представить, сколько ужасов может всплыть в представлении ребенка. Поэтому никогда не стоит готовиться к худшему, нужно формулировать понятие денежного запаса как средства безопасности, чтобы комфортно чувствовать себя не только сегодня, но и завтра.

«Я сам знаю, что тебе надо, ты еще мал для того, чтобы распоряжаться деньгами»

Ребенок живет в ситуации постоянного контроля, ему не позволяют самостоятельно распоряжаться деньгами (даже небольшими суммами). Поскольку такие люди во взрослом возрасте знают о финансовой грамотности только понаслышке, неудивительно, что они по-прежнему не умеют распоряжаться деньгами. А потом родители удивляются, как их взрослый ребенок погряз в долгах и кредитах, стал игроком и пр. Поэтому нужно учить детей обращаться с деньгами с малых лет и не игнорировать их интересы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание