Рубрики

Одержимость производительностью: как предприниматели разрушают собственную компанию, повышая планку работникам

Вероятно, многие люди хотя бы раз в жизни примеряли на себя роль босса и фантазировали о том, какие бы они стали принимать решения и как бы осуществляли руководство сотрудниками на месте начальника. Непонимание решений, озвученных руководством, недовольство требованиями, а иногда и полная уверенность в некомпетентности начальника и его склонности к самодурству – весьма частое явление в любом коллективе.

Но что становится причиной таких настроений? Как правило, корень зла лежит в маниакальном стремлении владельцев предприятия повысить производительность труда, то есть извлечь как можно больше выгоды из своего дела.

Немного о производительности труда

К сожалению, далеко не каждый человек, имеющий собственный бизнес, правильно понимает этот термин. Производительность, или эффективность труда сотрудников – это не только сухие цифры статистики, отражающей полученные доходы.

Фактически же эффективная работа складывается из пары слагаемых – осмысленной, ясной конечной цели и четкого видения пути ее достижения. «Ценное руководство» в сочетании с осуществлением надзора и тотальным контролем не помогают работникам в труде, а наоборот, мешают.

Почему производительность падает

Как правило, падение эффективности труда сотрудников связано с отсутствием понимания цели их действий или же вариантов ее достижения.

Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов и пресловутый человеческий фактор. К примеру, если у сотрудницы болеет маленький ребенок или же имеются проблемы в отношениях с супругом, то трудиться она станет гораздо менее эффективно.

Как обычно поступают руководители при спаде производительности

Заметив в статистических отчетах тенденцию к спаду производства, многие боссы начинают паниковать и внедрять на своем предприятии различные новшества. Помимо этого, практически все стремятся увеличить приток клиентов, что выливается в рост статьи затрат. Деньги уходят в рекламные агентства, растворяются в различных акциях, вместо того, чтобы пойти на стимулирование собственных работников или же улучшение качества продукции.

Обычно, начальники идут двумя путями. Прибегают к внедрению методик оптимизации, стандартизации и т д., суть которых зачастую не совсем ясна даже их составителям, не говоря уже о рядовых работниках. Второй путь – поднятие уровня требований, своеобразный план. И вот это-то «завышение планки» для сотрудников зачастую приводит к полному краху всего предприятия.

Как предприниматели разрушают собственные компании

Всем известна поговорка о сочетании кнута и пряника. Это своего рода аксиома в руководстве людьми, вне зависимости от того, о каком коллективе идет речь. Кнут и пряник с успехом применяли еще в античности, и этот же принцип лежит в основе всех современных методик, предлагаемых руководителям для повышения производительности труда их сотрудников.

Однако, увлекаясь кнутом, боссы нередко забывают о пряниках. Это означает, что руководители ужесточают требования к работникам, вводят своеобразное понятие плана, а о наградах за труд не думают. Более того, завышая планку продаж, к примеру, начальники нередко вообще не представляют, как именно их требования можно осуществить на практике.

Пример разрушения собственного маленького дела

Допустим, в небольшой магазин в тихом спальном районе постоянно приходят одни и те же люди и приобретают определенные продукты. Владелец магазина замечает спад продаж и уверен, что причиной тому халатность и лень работников. Он вводит правило, гласящее, что процент с выручки станет выплачиваться только после достижения определенной суммы в кассе. Если этой цифры не набегает, то работник остается с весьма небольшой оплатой за выход.

Однако люди, приходящие за хлебом, молоком и туалетной бумагой не начинают покупать их в больших количествах из-за стараний продавца продать им что-то «сверху». Более того, часть покупателей начинает испытывать нервозность в торговом зале и попросту меняет магазин.

Итогом завышения планки становится:

  • Для работников - стресс, безденежье и, разумеется, увольнение.
  • Для компании – снижение доходов, накапливание долгов и закрытие.
  • Для владельца бизнеса – разорение.

Вероятно, каждый человек обращал внимание на то, что маленькие магазины, кафетерии или иные «точки предпринимательства» закрываются очень быстро. Казалось бы, еще вчера на первом этаже в доме был магазинчик с товарами для животных, а сегодня там уже продают цветы. Эта ситуация является типичной для малого бизнеса в нашей стране.

Как умерить одержимость производительностью?

Разумеется, одержимость эффективностью труда далеко не всегда приводит к таким результатам. Более того, иногда это качество необходимо для успешного развития бизнеса. Но стремясь к повышению производительности, нужно четко понимать, насколько это реально. То есть следует отложить в сторону бумаги с цифрами и провести несколько дней непосредственно в том месте, в котором эффективность работы планируется повысить.

На западе принято нанимать для этого специалистов, так называемых консультантов по ведению бизнеса и преодолению кризисных ситуаций. Иными словами, падение производительности воспринимают, как болезнь и, соответственно, приглашают врача, который и определяет необходимое лечение. В нашей стране, к сожалению, так поступать не принято. Да и стоящих бизнес-консультантов очень мало.

Предъявляя к работникам требования, нужно абстрагироваться от того, как это выглядит на бумаге и «примерить» на себя на практике. Например, сотруднику нужно увеличить объем продаж на 25%, иначе вместо нормальной зарплаты он уйдет с сотней рублей «за выход». На бумаге это смотрится неплохо. Но стоит подумать о том, как быстро работнику надоест уходить домой ни с чем. Начинать повышать планку нужно постепенно и постоянно наблюдать за стабильностью возрастания доходов.

Но самым главным приемом для улучшения эффективности труда является четкая постановка задачи и разъяснение вариантов ее достижения.