Рубрики

Определяем ключевых сотрудников при покупке готового бизнеса

Определение ключевых сотрудников при покупке готового бизнеса – один из важнейших компонентов, который непосредственно влияет на ход сделки. Зачастую происходит так, что самый успешный стартап рушится на глазах, когда из игры выходит одна из ключевых фигур. Чтобы этого не произошло, нужно выявить человека, на котором и держится весь бизнес.

Оценка рисков

Когда речь идет о малом бизнесе, часто случается так, что сфера влияния владельца оказывается безграничной, поскольку он берет на себя все обязанности. Соответственно, новый хозяин должен понимать, что все дела придется вести ему. Либо у него не останется выбора, кроме как нанять большой штат работников и делегировать им часть полномочий. Если вы решили приобрести такой бизнес, подумайте о том, хватит ли у вас финансовых ресурсов для того, что это осуществить.

Уйти нельзя остаться

Продавцы часто отрицают зависимость от определенных ключевых сотрудников, поскольку не хотят отпугивать потенциальных покупателей. Что делает в таком случае покупатель? Он думает, что сможет связать этих работников через соглашение о покупке. Однако продавец не может по контракту обязать кого-либо остаться. Вы, как новый хозяин, должны понимать, что вести переговоры о дальнейшем сотрудничестве с работниками придется вам. И не факт, что они согласятся, когда узнают о смене владельца.

Мнение эксперта

Как же определить, кто из сотрудников является ключевым для бизнеса? Предприниматель и инвестор Ричард Паркер делится своим опытом: «Моя метрика всегда заключалась в том, чтобы измерить потенциальное влияние любого уходящего сотрудника. То есть, я пытаюсь оценить, насколько легко можно заменить того или иного работника, какой ущерб он может нанести, если перейдет к конкуренту, и какова моя оценка его эффективности».

Встреча с персоналом

Продавцы и их посредники (например, бизнес-брокер, инвестиционный банкир и т.д.) могут опасаться, что потенциальный покупатель встретится с сотрудниками до сделки. Они боятся, что потеряют персонал, когда раскроется правда о продаже бизнеса. Теоретически такой исход возможен, но это случается крайне редко. Дело в том, что сотрудники чувствуют себя в безопасности именно тогда, когда происходит смена владельца, поскольку новый хозяин действительно нуждается в них. В малом бизнесе с низкоуровневым персоналом, чьи навыки можно легко заменить, не может быть беспокойства о том, чтобы не встретиться с работниками до сделки. В крупных корпорациях или там, где предполагается наличие высококвалифицированных специалистов, встреча с персоналом обязательна для вас, как для нового хозяина. Вопрос в том, когда и как? Самый простой способ – прописать этот пункт в контракте.

Встречаясь с работниками, поймите их обязательства и подумайте, хотели бы вы в принципе с ними сотрудничать. Оцените их реакцию на ваше появление: по некоторым признакам вы тоже можете понять, что они не рады вашему приходу, а, значит, и вряд ли останутся с вами в дальнейшем.

Контракт – основной гарант сделки

Чтобы обезопасить себя от возможных негативных последствий и оценить вклад каждого сотрудника, пропишите в контракте пункт о наличии тестового периода. Это означает, что после сделки у вас будет определенное время (например, месяц), когда вы увидите бизнес в работе и сможете понять, кто и какое место занимает в развитии стартапа.

Таким образом, у вас будет возможность увидеть ценность каждого работника, определить, кого нужно заменить, кто должен остаться и так далее. Если коллектив вас не устраивает, вы должны иметь представление о том, во сколько вам обойдется найм новых сотрудников. Когда контракт будет основным гарантом вашей сделки, то вам не о чем будет беспокоиться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание