Рубрики
...

Почему дружба с коллегами - это очень плохая идея

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что с коллегами не обязательно быть лучшими друзьями и поверять им свои сокровенные секреты? Наверное, да. Но проблема для России все еще остается: как разграничить личную и общественную жизнь и какую дистанцию выбрать при взаимодействии с коллегами? Ученые не дремлют и готовы поделиться своими соображениями на сей счет.

Дружба и дружелюбность

Психологические исследования показывают, что дружба на работе повышает удовлетворение от труда, эффективность и продуктивность. Но слишком сближаться с коллегами не стоит. Чтобы поддерживать хорошую атмосферу в коллективе, совершенно не нужно быть лучшими друзьями, достаточно того, чтобы каждый был обходителен, добр и профессионален.

Люди, как правило, называют «друзьями» тех коллег, с которыми у них хорошие отношения. Но ведь коллеги – не друзья. И, несмотря на все преимущества дружного коллектива, здесь необходимы границы. Одно дело – быть дружелюбным, а другое – дружить. Это означает, что совершенно не обязательно смешивать личную и социальную жизнь, то есть не следует приглашать коллег проводить вместе выходные или посвящать их в детали личной жизни, как и всегда, нечаянно брошенное слово может обернуться большими проблемами.

Конечно, речь о доходах и собственности. Эти вопросы почти неизбежно порождают напряжение в коллективе. Кто-то, например, начинает завидовать, и дружелюбной атмосферы как не бывало.

Конкуренция на работе всегда остается

Рассмотрим еще один аспект проблемы, почему дружба на работе – это не такая уж хорошая идея. Нужно помнить о конкуренции. Представим, что человек с кем-то сближается и рассказывает, что он несчастлив на своем месте, а потом вдруг его повышают. Шаг вперед для одного – это успех, а для предполагаемого друга продвижение по службе коллеги оборачивается разочарованием и обидой. И да, не будем забывать и о том, что «друг по работе» может предать, доложив шефу о состоянии своего коллеги, и босс, вместо того чтобы повысить, уволит. Такое тоже возможно.

К тому же после повышения возникает проблема субординации. Если у условного руководителя остались друзья на предыдущей ступени, то подобные отношения вольно или невольно будут трактоваться как некое преимущество перед другими или как своеобразный карт-бланш на вседозволенность, плохое поведение. Что же делать?

Сохраняйте дистанцию, и проблем не будет

Если с людьми не вступать в глубокие отношения, то вышеперечисленных трудностей можно избежать. Оставаясь на позиции дружелюбия, человек застрахован от ситуации, когда его карьера находится в руках других людей. Конечно, если к вам набиваются в друзья, а вы ставите заслон, то о вас могут говорить разное за спиной, но какая разница? Ведь формально вы остаетесь обходительны, добры и профессиональны, то есть вам нечего инкриминировать.

А еще дружба может отвлекать от работы в принципе

Мы поняли, что дружелюбие – это самая выигрышная стратегия поведения на работе, но остается еще интересный момент: дружеские отношения в принципе могут мешать профессиональной деятельности.

Представим, что человек приходит в новый коллектив, и стихийно у него появляется друг. В процессе работы выясняется, что приятель – не самый лучший исполнитель и не самый надежный человек. И вот вновь прибывшего уже ассоциируют по аналогии с качествами его «боевого товарища» по принципу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Обидно, когда измеряют такой линейкой, но в данном случае это еще и опасно для карьеры и для репутации: другие коллеги не поделятся важной информацией, потому что не знают, можно ли вашему другу доверять.

В целом здесь не может быть никаких запретов. Но на сближение нужно идти, только если вы совершенно уверены в необходимости такого шага. Потому что дружба – это сложное явление. Да, оно дарит ощущение братства, побеждает одиночество, но в то же время, как и любые отношения, дружба не застрахована от кризисов, которые, раз уж дело происходит на работе, будут сказываться и на качестве и эффективности труда. Поэтому еще раз: держите дистанцию и постарайтесь быть вежливыми и обходительными одинаково со всеми членами коллектива.