Рубрики

Поучительные "деловые" сатиры повествуют о возможных неудачах бизнесменов

В 1975 году Уильям Гэддис опубликовал очень хваленый (хотя и мало читаемый) роман со странной историей. История вращается вокруг вымышленного 11-летнего магната по имени Дж. Р. Вансант, чья построенная бизнес-империя рушится.

"Джей Р", так называлась эта книга, получил Национальную книжную премию и помог установить ее автора, по крайней мере в сознании знатоков, как одного из самых важных романистов Америки 20-го века. Но вряд ли это был безудержный успех. Гэддис провел большую часть двух десятилетий над книгой, ему было трудно оплачивать счета. Вскоре он суммировал свои долги. Они достигли 96 000 долларов, или почти 500 000 долларов сегодня, не считая надвигающегося обучения и стоматологических счетов. Ему было 53 года.

Величайшая сатира

"Джей Р", вероятно, вдохновил не одну докторскую диссертацию, и любой всеобъемлющий каталог ее многочисленных источников и тем. Но книга представляет интерес здесь по той простой причине, что это величайшая сатира бизнеса, когда-либо написанная. Более того, это произведение почти сверхъестественного предвидения, создающее карикатурную версию мира, которая сегодняшним читателям покажется скорее примером фотореализма, чем карикатуры.

Нарушение норм в стремлении к росту

Молодой Вансант не может не напомнить нам о современных молодых строителях империи, которые нарушают нормы в своем стремлении к росту. Еще больше намекает на наше время ошеломляющая какофония вымышленной вселенной Гэддиса, в которой доминируют телефон, спинмейстеры и пресса. Написанный почти полностью в диалоге, J R разворачивается в бесконечном потоке разговоров, которые иногда могут сбить с толку читателей, неспособных следить за тем, кто говорит или что обсуждается. Но это яркий предшественник неизбежного технологического смешения языка и источников в Интернете, постоянного отвлечения электронной почты и непрекращающейся болтовни в социальных сетях.

Мир "Джей Р" может также казаться знакомым (в зависимости от вашей точки зрения), потому что в нем финансиализация вышла из-под контроля, позволяя таинственным, но неумолимым силам растоптать природу и перевернуть устоявшиеся отношения.

Что могут узнать лидеры бизнеса из такой книги?

Многие уроки могут быть извлечены из навязчивых идей Гэддиса, которые здесь включают безотцовщину, автоматизацию, закон, разрушение окружающей среды, унижение языка, трудности общения и, прежде всего, головокружительную сложность современной жизни. Если вы занимаетесь бизнесом, вам не мешало бы немного поразмышлять над теми же самыми вещами.

Ориентация на неудачу

Возможно, наиболее ярким аспектом "Джей Р" для наших целей является его ориентация на неудачу. Проблема неудачи, одна из главных забот автора, воплощена пятью персонажами, всеми людьми, которые загнаны в тупик в своих надеждах на создание искусства своей неспособностью выпутаться из липкой паутины мира. Другие персонажи тоже терпят неудачу, но эти ребята, по крайней мере для себя, облагорожены вещами, в которых они не преуспели.

Отсутствие возможности роста

Это верно, но самая большая неудача этих парней, или по крайней мере тех троих, которые занимают видное место, заключается в том, что они не могут расти. Они -подростки-переростки, которые портят все так же эффективно, как Вансант, только с большим нытьем и меньшим упорством. Маэстро жалости к себе, знатоки саморазрушения, их настоящее искусство обвинять в своих бедах женщин, о которых их понимание кажется минимальным.

К счастью, Гэддис хорошо разбирается в более серьезных недостатках своих творений. Ближе к концу один из них натыкается на грузовик с изображением пяти гномов и девизом: "Никто из нас ни в чем не вырос, кроме бизнеса." Это вполне может показаться подходящим эпиграфом для книги, потому что трудно не читать "Джей Р" как язвительную критику капитализма. Однако важно не упускать из виду глубоко консервативный характер этой критики с ее акцентом на рай, потерянный в процессе демократизации процветания. "Я немного старомоден, - говорит один персонаж, вторя одному из замученных писателей, - но я все свожу к снижению статуса до контракта".

Главный урок книги

Возможно, это и есть главный урок книги. Это происходит от британского ученого-юриста Генри Самнера Мэна, который описал сдвиг в современных обществах от того, кто вы есть (статус), к тому, на что вы согласны (контракт). Аналогичное наблюдение сделал социолог Фердинанд Тенни, проводя различие между двумя типами социальных группировок: Gemeinschaft (основанная на общности и солидарности) и Gesellschaft (основанная на обществе и личных интересах). Гэддис говорит нам, что в этом переходе есть падение.

Но, несомненно, есть и освобождение: от удушливого местничества, от нищеты или от чего-нибудь похуже. По мере роста благосостояния и мобильности задача будет состоять в том, чтобы восстановить часть того, что было утрачено на этом пути, восстановив чувство общности. Это огромная возможность, достаточно большая и достаточно достойная, чтобы лидеры бизнеса рисковали потерпеть неудачу.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание