Даже умные, хорошо информированные менеджеры с богатым жизненным опытом иногда принимают неверные решения. Вооружившись актуальной информацией и лучшими намерениями, люди все равно попадают в ловушку собственных предубеждений и предположений. Есть 3 причины, почему грамотные руководители принимают плохие решения.
Когда ответственность велика
Принятие правильных бизнес-решений является важной частью работы каждого руководителя. От этого зависит успех компании. Тем не менее, согласно опросу аналитического бюро McKinsey, только 20% респондентов говорят, что их организации преуспевают в принятии решений. При этом выяснилось, что большая часть времени, которое руководители посвящают анализу и выводам, используется неэффективно.
Исследование показало, что среднестатистический менеджер тратит треть своего рабочего времени на принятие решений. При этом чем выше руководитель в управленческой иерархии, тем больше времени у него уходит.
На плечи топ-менеджеров ложится большая ответственность. Поэтому они хотят быть уверенными в том, что делают правильные выводы. Эксперты выявили 3 основные причины, по которым хорошие менеджеры иногда принимают неверные решения. И рассказали, как их избежать.

Действие по шаблону
Столкнувшись с незнакомой ситуацией, руководители делают предположения, основанные на прошлом опыте и суждениях. С одной стороны, это разумно. Большинство менеджеров проходят большой путь по карьерной лестнице, обладают обширными знаниями и жизненным опытом.
Проблема возникает, когда они считают, что сталкивались с чем-то подобном ранее. А на самом деле ситуация совершенно новая и требует иного подхода к решению.
Таких примеров масса в истории. Например, Дик Фулд, гендиректор крупного банка Lehman Brothers, успешно вывел компанию из коллапса на рынке жилья, охватившего США в 1990-х годах. 10 лет спустя, когда начался глобальный экономический кризис 2008 года, Фулд попытался таким же образом справиться с похожей ситуацией, опираясь на предыдущий опыт.
Но к тому времени мир изменился, как и причины «ипотечного мыльного пузыря». В итоге считавшийся непотопляемым банк рухнул, породив волну банкротств и жесточайший финансовый кризис по всему миру.
Чтобы избежать шаблонных действий, McKinsey предлагают использовать свежий опыт и анализ, взглянуть на проблему с другого угла. Активно пользоваться советами как собственных сотрудников, так и сторонних специалистов, чья репутация вызывает доверие.

Эмоциональные качели
Пережив какой-то опыт, люди наделяют его эмоциональным маркером. Если он был удачным, при воспоминании они чувствуют приятное волнение. Если опыт был плохим, воспоминание вызывает разочарование. Это часть человеческой психологии, которая свойственна всем представителям хомо сапиенс. В том числе руководителям.
Исследователи обнаружили, что переживание предыдущих эмоций влияет на текущее принятие решений. Менеджер тратит часть драгоценного времени на анализ пережитых чувств, вместо того чтобы посвятить его анализу имеющихся фактов.
В мозгу даже самых лучших руководителей могут укорениться эмоциональные стереотипы, которые мешают бизнесу. Хрестоматийной стала история, когда выдающийся специалист Ан Ван основал одну из первых компаний по выпуску персональных компьютеров. Wang Laboratories могла занять лидирующие позиции на только-только зарождающемся рынке ПК.
Однако до этого Ан Ван несколько лет работал в IBM, на которую был сильно обижен после увольнения. Вместо того чтобы взять на вооружение революционную операционную систему, разработанную IBM, он принял плохое решение создать свою ОС. В результате идея провалилась, и проект обанкротился из-за личной обиды руководителя. Необходимо избегать эмоционального навешивания ярлыков.

Игнорирование "красных линий"
Люди порою игнорируют тревожные сигналы, посылаемые мозгом, из-за навязанных стереотипов или эмоций. В результате принимают навязчивые решения.
Например, бывший председатель пищевого конгломерата Quaker Oats Уильям Смитбург необдуманно и поспешно приобрел чайный бренд Snapple, потому что у него были хорошие воспоминания о выгодной сделке по приобретению бренда напитков Gatorade. Однако в итоге его импульсивность привела к огромным потерям.
Чтобы выявить "красные линии", специалисты советуют настроиться на свои собственные предубеждения. Стоит внимательно подумать, что кажется особенно привлекательным или непривлекательным в рассматриваемом варианте.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание