Рубрики

Презентеизм в офисе: что это и как его искоренить

Возможно, вы никогда ранее не слышали о слове “презентеизм". Этот термин только кажется сложным. На самом деле за ним скрывается знакомое всем явление. Менеджеры нередко оценивают сотрудников по количеству часов, которые они проводят в офисе, а не по их реальному вкладу в конечный продукт.

Определение

Согласно определению, презентеизм – это проблема сотрудников, находящихся на работе, но из-за болезни или других причин не выполняющих свои обязанности в полной мере. Проще говоря, термин «презентеизм» употребляют, когда речь идет о сотрудниках, которые лишь создают видимость бурной деятельности, находясь на рабочем месте.

Многие люди приходят на работу и «просиживают штаны», постоянно отвлекаясь на личные проблемы или развлечения. При этом со стороны кажется, что сотрудники заняты делом. Однако на самом деле они могут общаться на отвлеченные темы, проводить время в социальных сетях и иными способами тратить время впустую. В конечном счете это приводит к серьезному падению производительности сотрудников.

Последствия презентеизма в офисе

Это в первую очередь приводит к дисфункциональному мышлению у сотрудников. Если ваш босс видит, что вы сидите перед экраном компьютера, вас считают хорошим сотрудником. Это может привести к проблеме презентеизма.

Сотрудники быстро привыкают к тому, что важен не результат работы, а сам факт присутствия на рабочем месте. Поэтому вместо реального выполнения своих обязанностей они занимаются имитацией бурной деятельности.

Причина презентеизма

Как утверждают специалисты, эта проблема возникает по причине внутреннего или внешнего давления. Руководитель, который устанавливает нереальные сроки выполнения проектов, тем самым заставляет сотрудников приходить в офис во время болезни или работать в отпуске (это уже другая форма презентеизма).

В качестве внутренней причины, которая приводит к презентеизму, можно назвать отсутствие мотивации. Это, как правило, происходит, если сотрудник выбрал деятельность, которая ему не нравится, или работает за оклад, получая оплату за время, проведенное на работе, а не за результат.

Еще одна форма презентеизма

Когда вы устраиваетесь на работу, вам сообщают не только об уровне заработной платы, но и о наличии оплачиваемого отпуска. Кроме того, Трудовой кодекс закрепляет право работника отправиться на больничный по состоянию здоровья. Однако некоторые работодатели настаивают на том, что сотрудники должны едва ли не постоянно присутствовать на рабочем месте, отказываясь от отпусков и больничных.

Если руководство не позволяет сотрудникам отправляться на больничные или заставляет работать в период отпуска, это существенно ухудшает мотивацию персонала. Сотрудники начинают испытывать недовольство, потому что их пытаются превратить в роботов, которым не нужен отдых.

Больше сотрудников – лучше работа?

Казалось бы, чем больше часов работают сотрудники, тем лучше. Однако на практике это не так. Болезнь не только мешает работать в полную силу, но и может способствовать распространению вируса среди других сотрудников.

Если оценить продуктивность, то несколько больных человек, работая на протяжении нескольких недель, делает примерно тот же объем работы, который выполняет обычный сотрудник в течение двух дней. Руководитель должен понимать, что количество далеко не всегда означает качество.

Проблема не только в инфекционных заболеваниях. Люди, которые не берут отпуск, могут страдать от стресса и выгорания. В обоих случаях страдает качество выполняемой работы.

Сколько стоит презентеизм?

Вы должны понимать, что данная проблема приносит бизнесу убытки. Презентеизм на рабочем месте обходится довольно дорого.

Потерянное рабочее время и снижение производительности приводят к внушительным убыткам, которые отдельные руководители даже не замечают. Точные цифры назвать сложно, так как презентеизм не приводит к прямым убыткам. Это косвенный фактор, который лишает компанию дополнительной прибыли и влечет лишние расходы. Просто представьте, что вы оплачиваете своим сотрудникам рабочее время, которое они тратят впустую.

Как искоренить презентеизм?

Существует несколько способов избавиться от этой проблемы, которая возникает на рабочем месте.

  • Презентеизм – это в первую очередь проблема культуры. Как правило, ее проявления начинаются сверху. Вот почему начать искоренение проблемы следуют с сотрудников, которые занимают высокопоставленные должности. Менеджер должен отправляться на больничный, а не появляться на рабочем месте, если плохо себя чувствует. Постепенно к этой практике привыкнут другие сотрудники, которые также начнут оставаться дома вместо того, чтобы «просиживать штаны» в офисе.
  • Предоставление отпуска. Нельзя заставлять сотрудников работать, когда они хотят отдохнуть. Уставший сотрудник будет иметь низкую продуктивность, что негативно сказывается на доходах и репутации компании. Лучше позволить сотрудникам отдыхать в период отпуска, а не заставлять появляться в офисе.
  • Позвольте людям распоряжаться свободным временем. Не заставляйте своих сотрудников жить исключительно работой. Вряд ли кто-то из них с радостью воспримет новость о сокращении зарплаты. Однако если вы постоянно заставляете их работать сверхурочно, это приводит к аналогичному эффекту. Они тратят больше времени на выполнение обязанностей, но зарплата от этого не увеличивается. Просто признайте тот факт, что у ваших сотрудников есть жизнь за пределами офиса.
  • Позвольте сотрудникам почувствовать собственную значимость. Если на работника никто не обращает внимания, он начинает чувствовать себя ненужным и неважным. Один из лучших способов избежать презентеизма на рабочем месте сделать так, чтобы каждый работник чувствовал, что он важен.

Если вы будете целенаправленно искоренять презентеизм на рабочем месте, это принесет результат. Сотрудники, которых уважают и ценят, способны работать более продуктивно вместо того, чтобы "просиживать штаны" и заниматься бурной имитацией рабочей деятельности. Важно использовать не только кнут, но и пряник, чтобы искоренить презентеизм на рабочем месте.