Рубрики

Президент и генеральный директор Scribe Media Дж.Т. Маккормик рассказал, как руководителю подготовить для себя замену, чтобы бизнес не рухнул, если он уйдет в отпуск или на пенсию

"Если руководитель окружает себя сотрудниками, которые в чем-то сильнее его, и обучает их принципам руководства, компания не рухнет после его ухода. Она станет лучше", – утверждает президент и генеральный директор Scribe Media Дж.Т. Маккормик.

Тестирование сценария

В компании для подготовки кандидатуры на роль генерального директора Маккормик ввел следующую практику: раз в месяц он звонит начальнику оперативного отдела и задает вводные данные. Например, такие: соучредители в отпуске, с генеральным директором нет связи, а три сотрудника уволились. Что вы будете делать?

Гендиректор рассказывает, что когда он позвонил впервые, то в трубке не слышно было ни звука. Ответа у начальника оперативного отдела не было, он понятия не имел, что надо предпринять в такой ситуации.

Маккормик не винил его. Он понимал, что отсутствие ответа – это не вина сотрудника. Принимать решения в такой ситуации не входит в должностные обязанности начальника оперативного отдела.

Человек не знал, как искать выход из сложившейся ситуации. Потому что генеральный директор не готовил его к принятию решений, которые в штатной ситуации относятся к компетенции первого руководителя компании.

Ошибка руководителя

Многие лидеры поступают так же. По мнению Дж.Т. Маккормика, это самая распространенная и одна из самых больших ошибок, которые допускают руководители компаний.

Большинство топ-менеджеров хотят быть самыми умными и компетентными в компании. Они боятся конкуренции со стороны подчиненных. Это менталитет дефицита, который удерживает людей от подготовки специалиста, который может заменить их при возникновении форс-мажорных ситуаций.

При отсутствии конкурента легче защищать себя и свою позицию. Легче допускать ошибки в повседневной деятельности компании. Легче решать проблемы по мере их возникновения.

Основная причина, почему топ-менеджеры избегают готовить себе замену, заключается в том, что часто руководители сами плохо представляют себе, что они делают. И это относится не только к топ-менеджменту.

Секрет успеха компании

Успешная компания не может держаться на одном человеке. Успех создает команда, все члены которой умны, способны и обучаемы. В противном случае компания обречена на провал, если этот единственный человек по какой-либо причине уходит из нее.

Секрет успеха стабильно работающих продолжительное время компаний заключается именно в преемственности. Если первый руководитель способен обучить своего заместителя работать так, чтобы тот мог исполнять обязанности руководителя в отсутствие директора, то следующее поколение новый лидер научит еще большему.

Знать работу босса

Отсутствие в компании специалистов, способных выполнять работу своего босса, создает трудности не только при отсутствии генерального директора на рабочем месте. Аналогичные трудности могут возникать на любом участке, в любом отделе, особенно если это большая многопрофильная компания.

Если руководитель компании заинтересован в стабильном бизнесе, он должен готовить замену не только себе. В идеале каждый сотрудник должен быть способен выполнять функции своего непосредственного руководителя. Должна быть такая система профессиональной подготовки, что каждый на своем рабочем месте учится у своего руководителя и одновременно обучает своих подчиненных.

Это еще один секрет процветания компании в течение продолжительного времени: создание своеобразного непрерывного конвейера подготовки специалистов. Тогда увольнение любого специалиста или его длительное отсутствие на рабочем месте не оказывает негативного влияния на деятельность компании.

Хороший руководитель не стремится быть незаменимым. Он нацелен на создание высокопрофессиональной команды, которая способна успешно решать любые задачи. Независимо от возникающих форс-мажорных ситуаций. Независимо от отсутствия кого-либо из руководства на рабочем месте. Вопреки всем вызовам, с которыми может столкнуться в наше время любая компания.

Теперь, после неоднократного тестирования различных сценариев форс-мажорных ситуаций, Дж.Т. Маккормик иногда в разговорах с начальником оперативного отдела вспоминает тот первый тест сценария. И оба они точно знают, что в ситуации одновременного увольнения трех сотрудников должен предпринять руководитель компании.