Рубрики

Дж. Т. Маккормик объяснил, как "глупые" вопросы сотрудников помогают бизнесу

Президент компании Scribe Media Дж. Т. Маккормик называет своих сотрудников «членами племени» (tribe members). Однажды к соучредителю компании вошел один из новых «представителей племени» и бросил к его ногам два черных мешка для мусора.

Лучше задать глупый вопрос, чем совершить глупый поступок

Генеральный директор удивленно посмотрел на своего сотрудника, а затем на мешки для мусора: «Черт подери, что это все значит?» «Это дополнительный материал для семинара, - ответил сотрудник. - Вы просили меня его принести». «В мусорных мешках? Что ты делаешь со мной?» - продолжал недоумевать президент компании. Он не понимал, как можно использовать мусорные мешки в качестве раздаточного материала на семинаре. Новый сотрудник не знал, что ответить своему начальнику, и промолчал.

Позже Маккормик спросил у него: «Почему вы ни у кого не уточнили, для чего могут понадобиться мешки для мусора?» На что новый «член племени» посмотрел вниз и ответил: «Я не хотел задавать глупые вопросы».

Президент Scribe Media объяснил ему, что не существует глупых вопросов, зато бывают глупые действия. «В следующий раз лучше задайте мне глупый вопрос, а мусорные мешки держите где-нибудь за спиной», - посоветовал Маккормик своему работнику.

Значение глупых вопросов

Каждый вопрос имеет какой-то смысл, даже так называемый глупый вопрос. В компании Scribe Media руководство призывает своих сотрудников спрашивать, если им что-то непонятно. Оно считает, что это наилучший способ обеспечить рабочий процесс, при котором каждый «член племени» правильно понимает, что и для чего он делает.

Маккормик говорит, что ему неоднократно приходилось слышать от некоторых своих руководителей в отношении этой проблемы такой вопрос: «Что делать, если кто-то задает один и тот же вопрос несколько раз?»

На что директор Scribe Media отвечает: «Этот вопрос все еще остается хорошим, поскольку человек что-то изучает в процессе работы. Вполне возможно, что я недостаточно хорошо объясняю или сам сотрудник не предпринимает достаточно усилий, чтобы самостоятельно получить ответ на свой вопрос. Любая из этих проблем требует решения».

Почему люди задают вопросы, ответы на которые очевидны?

Если что-то для вас просто и понятно, это еще не значит, что это должно быть так же доступно и для других людей. Многие руководители очень часто забывают об этом и отклоняют вопросы как глупые из-за того, что ответы на них очевидны, по их мнению.

Каждый из нас неоднократно бывал в такой ситуации: вы присутствуете на лекции, конференции или деловой встрече; у вас возникает вопрос, но вы боитесь его задать, чтобы не выглядеть глупо.

Но вдруг кто-то поднимает руку и задает докладчику именно тот вопрос, который хотели задать и вы. В результате вы облегченно вздыхаете. Но если бы он этого не сделал? Информация была бы неправильно понята каждым участником деловой встречи.

В компании Scribe Media относительно проблемы задавания вопросов существует следующее правило: каждый раз, когда у вас возникает вопрос и вы боитесь его задать, вообразите себе ситуацию, что в помещении рядом с вами присутствует еще несколько человек, у которых возник такой же вопрос. Просто задайте вопрос.

Обучение на вопросах

Во многих корпорациях отсутствует практика стимулирования сотрудников к тому, чтобы они не боялись задавать вопросы. Более того, люди опасаются, что будут уволены за то, что задают слишком много вопросов. Компания Scribe Media является полной противоположностью таким организациям. В ней могут уволить за то, что не было задано достаточное количество вопросов, чтобы качественно выполнить поставленную задачу.

Почему руководство компании заняло такую позицию? Потому что оно уделяет много внимания процессу обучения. И для того чтобы чему-то учиться, нужно задавать вопросы. Самые полезные знания часто приходят после того, как были заданы глупые вопросы. «Члены племени» получают ответы, которые дают им возможность лучше выполнять свои обязанности. С другой стороны, руководство компании получает представление о проблемах, о которых оно даже не представляло.

Простой пример для иллюстрации проблемы

Scribe – издательская компания, офис компании полон книг. Как-то одно должностное лицо компании задало директору вопрос: «Куда поступают наши новые книги?» Он ответил: «На полки в нашем большом конференц-зале».

Через 2 недели от этого же сотрудника поступил тот же самый вопрос. Директору пришлось повторить свой ответ.

Еще через 2 недели у данного сотрудника снова возникает этот вопрос. Тогда настает очередь Маккормика задавать вопросы. Он говорит: «Вы 3 раза задаете мне один и тот же вопрос. У меня есть понимание того, что это соответствует принципам нашей компании. Но может, просто я недостаточно четко вам объясняю. Что происходит?» На что следует ответ: «В большом конференц-зале недостаточно места, чтобы разместить все новые книги, которые мы публикуем».

В результате этого вопроса директор узнал о существовании проблемы, о которой он даже не подозревал. В этом и состоит ценность корпоративной культуры, позволяющей каждому задавать любые вопросы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание