Рубрики

"Приходилось играть заведомо плохие роли - работа такая!" Татьяна Самойлова о жизни, профессии и коллегах по съемочной площадке

Четвертого мая в мире театра и кино вспоминают знаменитость, своим блистательным творчеством заслужившую восторженную и преданную любовь тысяч зрителей. День памяти легенды советского экрана трагически совпал с ее днем рождения. Начало ее творческой судьбы было поистине головокружительным! А запомнилась Татьяна Самойлова прежде всего благодаря созданным ею образам Белки (Вероники) в фильме «Летят журавли» реж. М. Калатозова и Анны Карениной в одноименной картине А. Зархи. По признанию знаменитой артистки, в течение всей своей жизни она ощущала счастье от этих двух сыгранных ею ролей и была благодарна за них судьбе. И хотя творческим кредо актрисы было не разочаровывать зрителя своей работой, ей доводилось все же браться за заведомо плохие роли. Как сложилась ее жизнь?

Детство и семья

Будущая народная артистка России появилась на свет в 1934-м в городе на Неве. Ее отец был одним из самых популярных советских артистов, трижды лауреат Сталинской премии, народный артист СССР Евгений Самойлов. Поэтому выбор актерской профессии для девочки отчасти был предопределен. Мать девочки была инженером. В 1937-м вместе с родителями она переехала в столицу. В школьные годы она серьезно увлекалась балетом (училась в балетной студии).

Учеба и начало карьеры

С 1953 по 1956 г. Самойлова обучалась в «Щукинке». В студенческие годы состоялся ее кинодебют – роль в фильме «Мексиканец» (реж. В. Каплуновский), затем она снялась в картине «Летят журавли» (реж. М. Калатозов).

Фильмография

В фильмографии Татьяны Самойловой около двадцати работ, среди которых:

  • «Неотправленное письмо» (1959).
  • «Альба Регия» (1961).
  • «Анна Каренина» (1967).
  • «Океан» (1973).
  • «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975).
  • «Мама» (1999).
  • «Московская сага» (2004).
  • «Нирвана» (2008) и др.

«Летят журавли»

Фильм «Летят журавли» (реж. М. Калатозов), в котором юная актриса снялась сразу по окончании учебы, стал для нее поистине звездным. В 1958-м ему была присуждена «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля. Ярким воспоминанием фестиваля стало для Самойловой знакомство со знаменитым испанским художником Пабло Пикассо, предсказавшим ей успех и будущую славу. Юная актриса получила диплом за лучшую женскую роль, а также премию «Апельсиновое дерево».

По воспоминаниям звезды, В. Розов, по пьесе которого "Вечно живые" снимали фильм, сомневался в ее кандидатуре. Отстоял юную артистку Алексей Баталов, ставший ее партнером по съемкам. По словам Татьяны Евгеньевны, отдать дань памяти тому героическому и трагическому времени было для нее делом чести. Известно, что успех дался ей большой ценой. В период съемок обострились ее заболевания, перенесенные во время войны, актриса теряла сознание и вынуждена была принимать уколы.

После фестиваля она начала обучение в московском театральном институте им. Маяковского. В шестидесятых она надолго пропала с экранов.

«Анна Каренина» (1967)

Спустя десять лет после триумфа в Каннах ценители заговорили о ее новом успехе – роли Анны Карениной в одноименной картине режиссера Александра Зархи.

По воспоминаниям участников съемок, актриса многократно перечитывала роман, вдумываясь в глубинный смысл слов и поступков персонажей. Известно, что во время репетиций Самойлова настолько глубоко входила в образ, что по возвращении домой в продолжении нескольких часов оставалась Карениной и лишь постепенно возвращалась к себе самой. В ходе съемок финальной сцены картины, в которой Анна бросается под поезд, коллеги переживали, что исполнительница настолько перевоплотится, что повторит действия своей героини. Это был подход к созданию образа настоящей творческой личности, обладающей недюжинным талантом.

В своей автобиографической книге супруг актрисы С. Шульман поведал о том, что Татьяна Евгеньевна от рождения имела тонкую, ранимую, впечатлительную артистическую душу и обладала богатейшей палитрой перевоплощений.

Кстати, партнером актрисы в этой картины стал ее первый муж - Василий Лановой. По словам актрисы, он был ее первой любовью, которую она помнила всю жизнь. Однако, как сказала Самойлова в одном из интервью, на съемках «Карениной» они встретились с Лановым и не узнали друг друга – оба уже имели другие семьи.

Забвение

В шестидесятых для нее начался период творческого простоя. С середины семидесятых Самойлову перестали снимать совсем. В начале нового тысячелетия она возвратилась в профессию, однако о триумфе речи уже не было. По словам знаменитости, она совсем не умела «выбивать» для себя роли и «драться» за них. Поэтому ей доводилось браться за всякую работу, в том числе и за такую, которая, по ее словам, внушала ужас и отвращение (роль матери двух бандитов в картине А. Атанесяна "Двадцать четыре часа").

Личная жизнь

Самойлова была замужем четырежды (один из браков не был зарегистрирован). Имеет единственного сына. Им является Дмитрий Самойлов, нейрохирург, который проживает с семьей в США.

«Нет смерти для меня»

Так назывался документальный проект Ренаты Литвиновой, участие в котором стало одним из самых ярких событий в жизни Татьяны Самойловой. Звезда поведала о своей непростой судьбе и постигшем ее на склоне лет одиночестве. Счастливыми моментами своей жизни, за которые она благодарна судьбе, Самойлова назвала работу в картинах «Летят журавли» и «Анна Каренина». По ее словам, важнее всех регалий и наград (а их у актрисы великое множество) для нее признание и любовь зрителей. Как созналась актриса в одном из своих интервью, ей обидно, что не сыграла Каренину в Америке. Это могло бы стать началом ее новой жизни - в стране, где рядом с ней всегда могли бы находиться близкие.

Татьяна Евгеньевна Самолова умерла в день своего восьмидесятилетия, четвертого мая 2014-го. Погребена на Новодевичьем кладбище.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание