Рубрики

Продажа единственного жилья банкрота - справедливое решение или «карательная операция»?

Изъять жилье у собственника принудительно можно только по решению суда. Единственная недвижимость, пригодная для проживания, ранее в принципе обладала некоторым иммунитетом от конфискации. Однако все течет и все меняется. Судебная практика показывает, что указанную норму можно обойти.

В начале июля 2021 года журналисты узнали о выставлении на торги единственной квартиры гражданина-банкрота. За три года тяжб с кредиторами мужчине пришлось поменять комфортабельную квартиру с общей площадью в 150 квадратных метров на обычную однушку в 30 "квадрат". Эксперты прочитали разъяснения Верховного суда, действующие законы и нормативные акты и установили, в каких случаях гражданина могут лишить единственной квартиры или дома.

Защита имущества

Конституция Российской Федерации отмечает право каждого гражданина на жилище. Произвольно лишить недвижимости невозможно в принципе. ГПК РФ подчеркивает невозможность взыскания единственного жилого имущества. Исключение в этом случае сделали только для квартир, купленных по ипотеке и еще находящихся под обременением.

Почему забрали жилье

В нашумевшем деле вопрос касался одного человека проживающего на 150 квадратных метрах и не имеющего иждивенцев. Кредиторы совместным решением собрались приобрести гражданину жилье в 31,7 квадратных метра. Квартиру большей площади решили продать и вырученные деньги отправить на погашение имеющейся задолженности. Работники Фемиды указанное решение людей поддержали.

Определение нормы

Действующие законы не определяют размеры единственного жилья. Этот вопрос до сих пор остается в своеобразной серой юридической зоне. В Конституционном суде постановили, что за должником в любом случае необходимо сохранить единственное жилье, гарантировав его уровень нормальным для существования. По итогу работникам Фемиды приходится искать баланс между обеспечением интересов кредиторов и правами должника на достойную жизнь.

Четких ответов по нормам пока нет. Каждую ситуацию приходится рассматривать в индивидуальном порядке. Судьи определяют положение вещей, учитывая разные факторы имеющегося дела.

В 2012 году решили установить поправки, определяющие критерии роскошности недвижимости. Тогда же эксперты предложили установить, какие объекты отвечают под нормы достаточности жилья.

По своим местам

В 2021 году Конституционный суд определил некоторые важные критерии, которые нужно учитывать при изъятии единственного жилья у должника. Касаются они 3 важных моментов.

По итогам всех разбирательств человека нельзя оставлять без недвижимости в принципе. Причем жилое помещение должно соответствовать нормам соцнайма того поселения, где должник проживает.

При принятии решения о реализации недвижимости необходимо учитывать размер долговой нагрузки и рыночную стоимость объекта. Представим ситуацию. Человек должен 700 тыс. рублей. При этом он владеет квартирой за 10 миллионов. Такой сценарий развития событий не предполагает дальнейшей реализации имущества с торгов.

Во время взыскания человека нельзя переселять в другой населенный пункт без его согласия. То есть переезд из мегаполиса в глухую деревню невозможен. Он может произойти, если должник сам согласится с таким решением.

Мнение ВС

В 2021 году Верховный суд дополнительно разрешил изымать единственное жилье должника конкурсным управляющим. Эти лица могут выполнить полную процедуру действий с недвижимостью задолжавшего человека. Они вправе выставлять имущество должника на торги во время банкротства, продавать его, приобретать новое более дешевое жилье, а полученную разницу пускать на закрытие долгов.

При этом право должника на продаваемое жилье должно прекратиться не позднее, чем возникнут права собственности на новое. На улице никто никого не оставит.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание