Рубрики

«Простите, я сожалею, очень жаль!»: не стоит извиняться за каждую мелочь, есть другие, лучшие слова

Привычка извиняться при каждой возможности многим кажется вполне безобидной. Но желание показаться воспитанным может подорвать ваш авторитет, снизить самооценку, показать вас слабым и нерешительным.

Хуже всего то, что чрезмерные извинения могут сыграть против вас. Чем больше вы говорите, что сожалеете, тем меньше к вам доверия. Помните мальчика, который всех пугал волком? Основная информация искажается, окружающие слышат совсем не то, что вы хотели бы до них донести.

Не бойтесь признать проблему

Предлагаю пройти небольшой тест. Определите, в каком случае извинения излишни?

  • «Извините, вы можете это повторить?»
  • «Извините, но я не согласен».
  • «У меня нет свободного времени на этой неделе. Извините."
  • «Извините, но я вынужден с вами попрощаться».

Хотя извинения часто приписывают женщинам, это не только их проблема. Психологи считают, что желание постоянно извиняться указывает на неуверенность, тревожность, неспособность к социализации, замкнутость или чрезмерную застенчивость. Таких людей могли воспитывать слишком строгие родители, которые часто их наказывали, стыдили за малейший проступок. У таких часто присутствует страх одиночества, неумение наладить контакт с окружающими. Иногда эта привычка представляет собой бессознательную реакцию на стресс или беспокойство.

Что является основной причиной пагубной привычки?

Это может быть беспокойство по поводу недостатка умений и знаний, например, первый день на новой работе, или низкая самооценка. Человек может извиняться за то, что занимает чье-то место, желает сделать карьеру или хочет произвести хорошее впечатление.

Чаще всего привычка эта бессознательная, но она не только раздражает, но и может сработать против вас:

  • Я не искренен.
  • Я боюсь тебя.
  • Я не верю, что ты дашь мне то, что я хочу, если я не буду достаточно любезен.
  • Я не думаю, что достаточно хорош, чтобы говорить с вами, попросить о чем-нибудь или даже присутствовать здесь.

Проверьте себя

Вспомните, о чем вы недавно извинялись, вот список в помощь:

  • Нужно было отказать.
  • Вы выиграли и чувствовали себя неудобно.
  • Просили о повышении, которого заслуживаете.
  • Разозлились от несправедливости.
  • Высказывали собственное мнение.
  • Эмоции взяли верх.
  • Не смогли сдержаться и расплакались.
  • Поранились.
  • Нужно было отлучиться по личному делу.

Если вы ответили утвердительно на четыре и более из вышеперечисленного, это указывает на определенные проблемы.

Последствия от слишком частых "извините"

Нужно понять раз и навсегда: не нужно извиняться только за то, что у вас есть собственное мнение, вам нужна помощь или вы просто находитесь там, где вам хочется. Но если невозможно прекратить поток извинений, нужно разобраться с причинами такого поведения.

Иногда мы пытаемся заранее предотвратить негативную реакцию. Да, извинения, особенно искренние, помогают выйти из затруднительной ситуации. Но будьте осторожны! Если вы начинаете извиняться за реальное оскорбление, которое нанесли вам, а противник смягчается и даже отступает, говоря: «Не беспокойся об этом, все в порядке. Больше такого не повторится». Бам! Со временем вы рискуете стать зависимым от бесконечных извинений, ведь они обезоруживают нашего противника, защищая от дальнейших атак. Конфликт вроде бы исчерпан и все счастливы. А вы лично что в этот момент чувствуете? Страх, унижение? Или уже не обращаете внимания, все происходит автоматически, по привычке?

В этом случае от этой привычки нужно срочно избавляться.

Чем заменить "Мне очень жаль"?

Во всех ваших сообщениях, особенно на работе, будьте краткими, конкретными, прямыми и уверенными в себе. Просто сформулируйте проблему и поясните, как ее исправить. И все. Никаких "извините"!

Если вам неудобно делегировать работу по поиску, попробуйте следующее: «Возникла проблема, все эти файлы должны быть разобраны к концу дня. У вас есть все необходимое?»

Если вы постоянно извиняетесь за то, что не можете контролировать, попробуйте следующее: «Я знаю, что мне пришлось перенести эту встречу несколько раз. Спасибо за понимание".

Если кто-то плохо обращается с вами, и вас это напрягает, попробуйте следующее: «Эй, мне это неприятно. Прекратите немедленно!». Вы можете сказать: «Мне нужно несколько минут, чтобы собраться» и просто выйти из комнаты.

Вы можете просто развернуться и уйти. Даже если вас только что уволили. Никаких извинений не требуется.

Если что-то пойдет не так, попробуйте следующее: «Проект занял больше времени, чем я ожидал. Я отложу все дела и продолжу работу над ним завтра.»

Полезный совет: если вы пропустили крайний срок из-за неумения управлять временем, вам следует извиниться. Но ни в коем случае не извиняйтесь за кого-то из коллег или проблемного клиента.

Меняем привычки

Во-первых, успокойтесь, вы, вероятно, - добросовестный, сочувствующий и крайне внимательный человек, который хочет, чтобы не было конфликтов и все ладили. Но не бойтесь занять чье-то место, стать тем, кем вы действительно хотите, имейте смелость заявить о своих убеждениях или сказать "нет", если это не входит в ваши интересы.

Как и любая другая вредная привычка, преодоление частых и необоснованных извинений требует практики. Попробуйте избегать слова "извините", "простите", "мне очень жаль", попросите друга быть рядом и вовремя одернуть вас, когда вы начнете извиняться без необходимости.

Не спорю, первое время будет нелегко. Но отказавшись от эмоциональной валюты частых извинений, вы сможете вернуть личную уверенность и чувство собственного достоинства. Не делайте этого без крайней необходимости и научитесь распознавать, когда искренние извинения действительно необходимы.