Рубрики

Работа и личная жизнь: несколько правил грамотного баланса от основателя Amazon

Компания Amazon известна своими ценностями, среди которых одной из первоочередных является тяжелый труд. Тяжелый настолько, что компанию постоянно критикуют как теперешние, так и бывшие сотрудники - ведь им приходится работать и в праздники, и во время болезни.

Когда основателя компании Джефа Безоса спросили о том, как он сохраняет баланс между работой и личной жизнью, он отметил, что вместо слова "баланс" скорее бы употребил термин "гармония". Сегодня мы рассмотрим, какие правила позволяют Джефу сохранять эту гармонию.

Измерять количество вложенной энергии, а не времени

Джеф полагает, что гораздо важнее не то, сколько времени мы проводим на работе или с близкими людьми, а то, какое количество сил мы вкладываем в ту или иную область. "Если вам нравится трудиться днем и ночью - то почему бы и нет?, - говорит Безос. - У вас есть должное количество энергии для этого. Обязательно реализуйте ее - она не должна пропадать зря".

С другой стороны, тот же принцип применим и в семейной жизни. "Если вы ощущаете, что этот выходной нужно провести со своими домашними - наверняка это и будет самым правильным решением. Ведь у вас имеется для этого импульс, вы внутренне настроены на общение с родными и близкими. У меня достаточно энергии и для личной жизни, и для работы. Поэтому мои высокие стандарты никак не мешают семейному счастью".

Используя этот принцип, человек улучшает одновременно обе жизненные сферы. "Если вы получаете достаточно энергии от хорошей работы, это позволит достичь вам взаимопонимания в семье. Часто, когда в трудовой сфере начинаются сложности, это негативно влияет на отношения с близкими. С другой стороны, когда на работе все в порядке, то и домой вы приходите в хорошем расположении духа, - поясняет Безос. - Главный принцип здесь заключается в том, чтобы и личная жизнь, и профессиональная сфера заряжали вас энергией".

Создание гибкого графика

Точно так же, как разным людям подходят различные виды деятельности, каждому необходим и разный график работы. Управление временем во многом должно зависеть от личностных особенностей: одни продуктивны в первой половине дня, других хлебом не корми, дай поработать среди ночи. Культура труда, подразумевающая график с 9 до 18, прочно укоренилась в массовом сознании. Однако сейчас она стремительно меняется. Многие офисы предлагают различные формы гибкой занятости. А это означает, что мы имеем возможность в какой-то мере составлять свой график самостоятельно.

"Экспериментируйте с работой в разное время суток, - рекомендует Джеф. - Это позволит вам найти такое расписание, при котором вы будете наиболее продуктивными. При этом у вас будет оставаться больше времени и сил на работу, а также больше энергии, которую вы сможете тратить на общение с близкими людьми".

Уметь говорить "нет"

Многие из нас склонны думать, что завершение как можно большего количества проектов - это признак высокого профессионализма. Однако быть занятым - не то же самое, что быть продуктивным. "Чтобы работа была качественной, необходима правильная расстановка приоритетов, - советует Безос. - Если вы не научитесь отделять главное от второстепенного, то так и будете бросаться то на один проект, то на другой. А в итоге ничего не будет завершено толком. Отыщите те проекты, в которые вы с удовольствием погрузитесь с головой, а от остальных откажитесь. После такой полноценной работы нас не будет преследовать чувство вины по поводу того, что мы тратим время на отдых и общение с семьей, отключаясь на время от профессиональной жизни".

Сообщать о своей занятости

"Если вам предстоит трудоемкий и длительный проект, обязательно сообщите об этом своим близким людям. В противном случае они могут подумать, что вы избегаете их по какой-то другой, менее достойной, причине, - предупреждает Безос. - Ваши близкие люди должны знать, в чем заключается ваша работа и ваши профессиональные обязательства. В первую очередь это нужно не им, а вам. Если друг или возлюбленная знают, что вы не сможете слишком часто выходить на связь или видеться в течение следующих нескольких недель, он или она будут осведомлены, что вас лучше не тревожить. Супруг, знающий, что вы несете ответственность за важный проект, также может поменять собственное расписание, чтобы помочь вам справиться с работой".