Рубрики

Разрешение конфликтов и поиск выхода из трудной ситуации: понимание причин, посредничество и другие

Конфликты дома и на работе являются обычным фактом. Часто они проявляются, когда люди испытывают стресс, например если на горизонте появляются изменения или все испытывают давление из-за приближающегося срока сдачи проекта. Однако конфликт может также возникнуть в отношениях и ситуациях, не связанных с работой.

Разрешение и предотвращение конфликтов требуют определенных знаний, которые совершенно необходимы, так как враждебная обстановка приводит к усилению стресса, увеличению риска сердечных приступов и высокого кровяного давления, может нанести вред вашему здоровью, к срыву выполнения заданий и краху проектов.

Таким образом, умение справляться с конфликтом позитивно и конструктивно является важным способом улучшить ваше самочувствие и отношения.

Что такое конфликт?

Межличностный конфликт проявляется в борьбе между двумя заинтересованными сторонами, у которых разные цели или видение их достижения, которые борются за ограниченные ресурсы и самостоятельность.

Для того чтобы разногласия стали конфликтом, необходимо:

  • наличие коммуникаций;
  • отношения должны быть взаимозависимы;
  • понимание вовлеченных людей, что их цели несовместимы, а это означает, что они не могут быть достигнуты;
  • борьба за ресурсы;
  • каждый видит другого как помеху к достижению целей.

Конфликт не всегда негативное явление

Конфликт может быть разрушительным, побуждая людей развивать негативные чувства друг к другу и терять энергию, которую можно было бы лучше потратить в другом месте. Это также может расколоть коллектив и привести группы к поляризации.

Однако хорошо управляемый конфликт также может быть конструктивным, помогает «очистить воздух», освободить эмоции и стресс и разрешить напряженность, особенно если участвующие стороны используют его как возможность улучшить взаимопонимание и найти выход вместе из конфликтной ситуации.

Типы конфликтов

Существует три типа конфликтов: личные, или реляционные, конфликты, инструментальные конфликты и конфликты интересов:

  1. Личные конфликты обычно связаны с идентичностью или самооценкой или такими важными аспектами отношений, как лояльность, нарушение доверия, предполагаемое предательство или отсутствие уважения.
  2. Инструментальные конфликты связаны с целями, структурами, процессами и средствами.
  3. Конфликт интересов касается способов распределения средств достижения целей, таких как время, деньги, пространство и персонал. Примером может служить пара, не согласная с тем, тратить ли бонус на отдых или починить крышу. На работе руководитель хочет с прибыли купить новое оборудование, а сотрудники требуют премию.

Есть моменты, когда важно иметь возможность общаться в сложных условиях.

Хотя многие из нас предпочитают избегать сложных разговоров, иногда это невозможно. Например, менеджер, возможно, должен сказать кому-то, что того увольняют, или ребенок не хочет признаваться своим родителям, что он дерется в школе.

Прежде чем вы сможете начать разрешать любой конфликт, вы должны выявить его источник и тип.

Жалобы и критика

Жалобы и критика могут звучать так, как будто они естественным образом ведут к разрешению конфликтов. Но в реальной жизни они могут стать источником значительного конфликта, и знание того, как эффективно жаловаться и критиковать таким образом, чтобы не вызывать вспышку чьего-то гнева или жажды мести, является очень полезным навыком межличностного общения.

Тут стоит обратить внимание на конструктивную и неконструктивную критику. Например, хирурга могут покритиковать за выполнение какой-то манипуляции, он должен воспринимать это как информацию, которая поможет улучшить свои профессиональные навыки и спасти чье-то здоровье.

Но если критикуют его излишний вес, то это сигнал для руководителя о том, чтобы задуматься об атмосфере в коллективе и том, что интересует его сотрудников. В хорошем коллективе все должны знать границы, через которые они не могут переступать, чтобы избегать вспышек конфликтов, способных выбить всех из колеи и ухудшить результаты работы и здоровье сотрудников.

Лучше всего гасить конфликты на стадии возникновения, когда страсти еще не разгорелись и достаточно переговоров, чтобы этого избежать.

Иногда неформального разрешения конфликта недостаточно.

Отношение к отрицательной критике

Любая конструктивная критика, даже выраженная не всегда в деликатной форме, несет в себе ценную информацию, которая позволит вам исправить личные, профессиональные, производственные просчеты, не упустить момент и успеть исправить неверно начатый шаг. Многие люди прибегают к ней, думая не о том, как вас обидеть, они могут переживать за ваше личное или общее дело.

Психологи рекомендуют относиться к ней как к отзывам в интернете. Их можно игнорировать или прорабатывать, но не нужно делать причиной конфликтов.

Посредничество при возникновении конфликтов

Важно знать, когда следует выйти из конфликтной ситуации, и попросить кого-то более опытного выступить посредником. Хотя большинству из нас не придется выступать посредником в международном конфликте или даже в проблеме производственных отношений, развитие некоторых навыков посредничества может быть полезным, когда конфликт вышел за пределы нормального уровня.

Для посредничества выбирается умный и опытный человек, который отлично умеет ладить с людьми, компетентен в профессиональном вопросе, имеет лояльные отношения с конфликтующими сторонами.

Он выясняет в спокойной обстановке личное мнение, чем оно вызвано, цели конфликтующих, и у него появляется видение того, как сторонам можно договориться, чтобы все были более или менее довольны.

Это хорошо помогает, когда подоплекой конфликта, который проявляется в рабочей ситуации, может быть личная причина: неприятие, конкуренция, сведение счетов и другие мотивы.

Конфликт - это факт жизни

Умение справляться со сложными ситуациями, чтобы они стали более позитивными, может помочь избежать некоторых конфликтов в бизнесе. Развитие ваших навыков разрешения конфликтов и посредничества может также помочь обеспечить мир и спокойствие в вашей семье и компании.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание