Рубрики

Руководителю на заметку. Эмоциональный интеллект как ключ к успешной культуре на предприятии

Плодотворная корпоративная среда формируется за счет множества факторов, среди которых ключевую роль играет интеллект (IQ) сотрудников. Умственные способности менеджеры по персоналу прежде ставили на одно из первых мест в оценке претендентов на вакансии. Но по мере усложнения подходов к изучению современных корпоративных культур специалисты по управлению все чаще приходят к выводу, что универсальным положительным качеством сотрудников является развитый эмоциональный интеллект (EQ).

Регулятор чувств и эмоций

Особенность EQ заключается в том, что он расширяет поле действий и оценок человека за пределами одного лишь разума. Даже интеллектуально развитые люди без призмы эмоционального понимания ситуации не могут в полной мере рассчитывать на успех. На практике это может выражаться в качестве выполнения типовых функций работника, который взаимодействует с коллегами, ведет переговоры, готовит презентации проектов и т.д. Эмоциональный интеллект позволяет ему быть гибче в переговорах и эффективнее себя проявлять при решении нестандартных проблем.

Способ понимания сути

Прогрессивные бизнес-культуры не ориентируют своих сотрудников на линейное решение задач. Формализованный подход с простыми алгоритмами в будущем останется в функционале автоматизированных систем. Для успешного менеджера важна способность разлагать задачу на мелкие составляющие и выделять из нее сущностные вещи. Ему приходится взаимодействовать с разными отделами внутри компании, а также подчиненными, начальством, партнерами и контрагентами – и большинство задач связывают так или иначе каждую из этих групп. Соответственно, чем глубже участник корпоративной среды проникает в суть производственных процессов на каждом этапе, тем качественнее результат его работы.

Роль эмоционального интеллекта в команде

Данное качество важно не только для руководящего звена, но и для рядовых участников команды. Сотрудники также взаимодействуют друг с другом, сталкиваясь с задачами и проблемами разной степени сложности. Они должны понимать, какое место не номинально, а практически занимают в общем контексте деятельности компании. Видение за пределами только своих прямых задач поможет при необходимости принимать решения более высокого уровня.

Восприятие критики является важным показателем качества корпоративной культуры. Менеджер может делать замечания с отрицательным содержанием, но он при этом руководствуется принципами индивидуального подхода, понимания психофизические свойства каждого сотрудника. Также и критикуемые работники при наличии развитого EQ будут воспринимать такие отзывы не как оскорбление, а как повод для самосовершенствования и улучшения своих профессиональных навыков. Таким образом, проявляется взаимопонимание внутри команды, которая живет по правилам эмоционально и интеллектуально развитой культуры.

Обучающая функция EQ

Еще до момента, когда может возникнуть необходимость в критике отдельных сотрудников, в коллективе формируется атмосфера, располагающая к обучению. Проявляется эта функция в открытости между членами команды или групп команд на разных уровнях. Такая атмосфера располагает к тому, чтобы новый сотрудник как можно быстрее перенимал опыт и необходимые знания у своих коллег, также и со своей стороны раскрывая ценные навыки.

Ключевой же задачей развитой корпоративной культуры под управлением эмоционального интеллекта является эффективное взаимодействие с клиентом. Понимание его потребностей и готовность вести диалог невозможны без подключения принципов EQ, по которым будет работать и вся корпоративная инфраструктура, обслуживающая интересы конкретной целевой группы.