Рубрики

Самый успешный икорный бизнесмен был работником свалки

У дороги, которая проходит вдоль Миссисипи в штате Висконсин, расположена свалка, заполненная старыми лодками, автомобилями и холодильниками, где ежедневно выплавляется 9 т алюминия. Надпись на входной двери напоминает всем входящим надеть рубашку.

Внутри в джинсах сидит Билл Холст, 69-летний фермер в третьем поколении, который начал бизнес по сбору металлолома 12 лет назад. «Я вижу ценность вещей, которые другие считают бесполезными, - говорит он. - Я люблю рисковать».

Икорный король

Все это объясняет один из самых экзотических видов деятельности Холста: растущую осетровую ферму и компанию по переработке икры, расположенную в восточном Китае, Hangzhou Qiandaohu Xunlong Sci-Tech.

Сегодня это крупнейшее предприятие такого типа: оно контролирует 30 % мирового рынка и в этом году принесет доход в размере около 35 млн долларов. Такой масштаб в сочетании с низкими затратами на рабочую силу и высокими розничными ценами (цена килограмма может превышать 5 тыс. долларов) дает компании примерно 25 % прибыли.

Холст владеет около 24 % акций совместного предприятия и является его единственным крупнейшим (и единственным американским) инвестором. Это делает его одним из самых успешных предпринимателей по производству икры в мире, поскольку он также владеет и некоторыми конкурентами «Ханчжоу».

В течение 20 лет он управлял фермами в Венгрии и Германии и продавал икру под маркой Desietra. Европейский бизнес принес ему 8 млн долларов в прошлом году.

Жемчужина икорного бизнеса

За два десятилетия после того, как продажа иранской и российской икры была запрещена во всем мире, ферма «Ханчжоу» стала самым востребованным производителем. Ее продукцию под маркой Kaluga Queen теперь подают в сотнях ресторанов, в том числе в 22 из 28 отмеченных тремя мишленовскими звездами во Франции и в Мэдисон-парке в Нью-Йорке.

С тех пор, как знаменитый шеф-повар Ален Дюкасс посетил ферму 3 года назад, он покупает ее икру для всех своих 30 ресторанов по всему миру.

«Ханчжоу» также является ключевым оптовым поставщиком для таких брендов, как Petrossian и Caviar House. И даже банки от розничного бренда шеф-повара Томаса Келлера, Regiis Ova, заполнены продукцией Холста.

«На ферме в Китае производится икра высшего качества, - говорит шеф-повар Эрик Риперт, чье меню с дегустацией морепродуктов стоимостью 160 долларов в ресторане Le Bernardin предлагает унцию за 155 долларов. - Она не слишком соленая. Она не горькая. У нее нет орехового привкуса. Она почти так же хороша, как икра дикого осетра, какой она была 20 лет назад».

Путь в икорный бизнес

Холст бросил колледж в 1968 году, чтобы по ночам работать на фабрике за 2 доллара в час. В 22 года он занялся ремонтами. Это привело к тому, что в конце 1970-х годов он купил карьер для добычи песка и гравия. К 1995 году их у него уже было 11. На одном участке было озеро, в которое он запустил рыбу, чтобы его дети могли ее ловить. Друг из Сент-Пола, который выращивал осетров в своем гараже, познакомил Холста с племенем в Канаде, которое продавало ему рыбу. Предприниматель обнаружил, что у него получалось сохранять рыбу здоровой. В 1999 году друг узнал о возможности купить обанкротившуюся осетровую ферму в Венгрии.

Холст никогда не пробовал икру и редко бывал за пределами Соединенных Штатов. Но он прилетел в Будапешт с 10 000 долларами, чтобы убедить чиновников договориться о покупке компании. Венгерское правительство согласилось на 200 тыс. долларов. Холст заплатил наличными.

Восстановление началось немедленно. У Холста было много денег после продажи своего бизнеса в Висконсине за 14 млн долларов и 32 млн в виде роялти, которые должны были быть выплачены в течение 30 лет.

«Предыдущий владелец не был фермером», - объясняет он. - В бизнесе разница в 5 % определяет, будет ли он прибыльным. Нужно обращать внимание на все мелочи». Например, нужно учесть, как кормят самку осетра: если она даже немного располнеет, ее яичники не будут производить яйца. Поскольку осетрам требуется от 4 до 12 лет для созревания, один неверный шаг может уничтожить годы работы. Пока Холст переделывал ферму в Венгрии, он купил обанкротившуюся немецкую икорную компанию, которую он переименовал в Desietra. Через 4 года она снова стала прибыльной.

Затем к нему обратилась группа китайских инвесторов, предложивших основать первую в стране компанию по производству икры. У них уже была небольшая осетровая ферма, которая производила рыбу на продажу, но нуждалась в средствах и опыте, чтобы расширять производство икры. В 2004 году Холст инвестировал около 2 млн долларов и приобрел 49 % акций. (Ему пришлось продать половину через несколько лет, когда компания стала публичной, из-за ограничений местного законодательства.

«Я - импульсивный покупатель, - говорит он. - Я смотрю на что-то, и на это мне не требуется 10 лет. Если сделка хорошая, я совершаю ее немедленно, потому что завтра ее не будет».

Успешная бизнес-идея и планы на будущее

Первая банка черной икры была экспортирована из Китая в 2006 году. Объем выпуска быстро увеличился. «У нас образовался достаточный запас, чтобы не нужно было брать рыбу при первой овуляции, - говорит Холст. - Если подождать второй, то икры будет на 3-4 % больше. Прибыль увеличивается на 30-40 %».

К 2016 г. компания «Ханчжоу» стала крупнейшим производителем икры в мире: следующая за ней по величине имеет только четверть ее размера. В прошлом году производство выросло на 40 %. В этом году оно увеличится еще больше.

Предприниматель также занимается созданием других компаний. Он планирует уменьшить свой интерес к Китаю и больше инвестировать в европейский бизнес. Он планирует новые фермы в Венгрии, Италии и Греции. Такой шаг сделает Холста одним из крупнейших производителей икры в Европе.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание