В триаду вещей, характеризующих степень благосостояния семьи в СССР, помимо квартиры и дачи входил автомобиль. Если цены на продукты и товары широкого потребления в Советском Союзе были низкими, то стоимость машин всегда значительно завышалась.
Почему автомобили стоили дорого
В СССР легковые машины признавались личной собственностью. Однако акцент советское правительство всегда делало не на индивидуальный, а на общественный транспорт. Дефицит легковых автомобилей в СССР наблюдался даже после массового запуска в производство «Жигулей» в 1970 г.
По безналу организациям машины продавались относительно недорого. Для населения же накрутки в 70-х, к примеру, составляли:
- для «Волги» - 320 %;
- «Москвича» - 250 %;
- «Запорожца» - 200 %.
Самые первые машины
Сразу после окончания ВОВ стране было не до легковых автомобилей. Все силы отдавались на восстановление промышленности и сельского хозяйства. Однако предприятия в СССР восстанавливались семимильными шагами. Уже в 1949 г. любой желающий мог купить "Москвич-401" за 8000 руб. "Победа" стоила 16 тыс. руб. Самым же дорогим автомобилем был ГАЗ-12 - машина советской номенклатуры. Стоило это авто около 40 тыс. руб.
В 50-х годах появились новые модели "Москвичей", мгновенно завоевавшие огромную популярность у населения страны. В 60-е годы в Советском Союзе прошла деноминация, и стоимость авто снизилась. Но при этом снизились и зарплаты советских граждан. "Москвич" можно было купить уже всего за 2500 руб. При этом на такую машину у среднестатистического жителя СССР уходила примерно 31 зарплата.
"Волга" в те времена стоила 5100 руб., то есть около 53 зарплат. Цена на «Запорожец» ЗАЗ-965 составляла 1800 руб. (22 зарплаты).
Соотношение зарплаты и стоимости машины в 70-80 гг.
Средняя зарплата в СССР в 70-е годы составляла 150 руб. При этом:
- «Жигули» ВАЗ-2101 стоили 5620 руб.;
- «Волга» ГАЗ-21 — 8500 руб.;
- «Москвич-412» — 4936 руб.;
- «Запорожец» ЗАЗ-966 — 3000 руб.
То есть обходилась машина гражданину СССР примерно в 24-70 зарплат. Копить на автомобиль семьям приходилось около 2-4 лет при условии того, что откладывалась бы полностью зарплата одного из супругов.
В 80-х годах соотношение зарплаты и стоимости автомобилей изменилось в лучшую сторону, но лишь немного. Средняя зарплата в это время была равна 210 руб. Автомобили стоили:
- ВАЗ-2101 — 5690 руб.;
- ГАЗ-24 — 9513 руб.;
- «Москвич-2140» — 6865 руб.
Как покупали машины
Даже при наличии нужной суммы советские граждане не могли пойти в магазин и купить себе понравившуюся машину. Чтобы приобрести автомобиль, нужно было несколько лет отстоять в очереди. До 1973 года машины распределялись по регионам Советами министров республик. Далее их распределяли между учреждениями и предприятиями горисполкомы.
После 1973 г. распределение стало более упорядоченным. Машины направлялись на предприятия по категориям граждан, к примеру для передовиков производства, тружеников села, работников леспрома и, конечно же, в порядке живой очереди.
Вторичный рынок
Те граждане, которые не хотели стоять в очереди, покупали машины на вторичном рынке. Здесь автомобили стоили на порядок дороже, чем новые. К примеру, «Москвич-412» продавали за 9-10 тыс. руб. при стоимости в 5200, «Волгу» - за 18-20 тыс. руб. при цене на новую примерно в 9000 руб.
На чем предпочитали ездить граждане СССР
Разумеется, судить об уровне жизни граждан СССР по стоимости лишь автомобилей нельзя. Цены на другие товары в 70-е годы были примерно такими:
- сахар — 90 коп.;
- сапоги женские (ГДР) — 55 руб.;
- холодильник ЗИЛ — 300 руб.;
- картошка — 13 коп.
Не повезло в плане стоимости в Советском Союзе только именно легковушкам. Долгое время такое средство передвижения считалось в стране практически роскошью. Наличие «Волги» же едва ли не автоматически становилось признаком нетрудовых доходов ее хозяина. В Советском Союзе даже был введен косвенный налог «на роскошь», целью которого было заставить цеховиков и спекулянтов поделиться с народом.
Расти популярность легковых автомобилей в СССР начала лишь к концу 70-х годов. Если в 1970 г. в стране, согласно статистике, было продано 123 000 авто, то в 1980 г. - уже 1 163 000 машин, то есть в 10 раз больше.
Цена на мотоциклы
В 70-е многие советские граждане машину позволить себе не могли, а поэтому предпочитали ездить на мотоциклах. В то время такая техника стоила на порядок дешевле:
- «Урал» - 1250 руб.;
- «Иж Юпитер» с коляской — 911 руб.;
- «Иж Планета» - 624 руб.;
- «Восход» - 462 руб.
Какие машины были самыми популярными
В 70-е годы, согласно статистике, самыми желанными для советских граждан были:
- «Москвичи» - их хотели бы приобрести 38,9 % опрошенных в 1972 г. респондентов;
- «Жигули» - 26,1 %;
- «Запорожцы» - 20,9 %;
- «Волги» - 14,1 %.
В последующие годы с расширением модельного ряда начала значительно расти популярность «Жигулей».
Сравнение стоимости советских и зарубежных машин
Во времена СССР, согласно официальному курсу, доллар стоил 83 копейки. Ориентируясь на этот курс, можно сделать сравнение легковых автомобилей, выпускаемых в 70-е годы в СССР и за рубежом по маркам:
- «Москвич-408» стоимостью 4936 руб., или 5946 $, - Jaguar E-Type за 5920 $ (двигатель 265 л. с., скорость до 240 км/ч);
- ЗАЗ-966 по цене 3000 руб., или 3614 $, - Ford Mustang Mach за 13 562 $ (кондиционер, АКПП, 290 л. с.);
- ВАЗ-2101 за 5620 руб., или 6771 $, - Chevrolet Corvette Stingray за 6650 $ (398 л. с., 230 км/ч);
- ГАЗ-24 за 9200 руб., или 11 085 $, - Mercedes-Benz 280 SEL (W116) за 11 330 $ (АКПП, гидроусилитель руля, кожаный салон, кондиционер, 160 л. с.).
- УАЗ 469Б за 7000 руб., или 8433 $, - Jeep CJ-5 стоимостью 6765 $.
Сколько стоили советские машины в других странах
СССР поставлял выпускаемые на заводах страны легковушки и в другие страны. Только в 1970 г. на экспорт было отгружено 85 тыс. авто. «Запорожец» в то время, к примеру, в Бельгии стоил всего 880 $. Для сравнения: цена на BMW 2002 в этой стране в тот же период времени составляла 4200 $.
Расходы на содержание
К сожалению, в СССР был дефицит не только самих автомобилей, но и запчастей к ним. Обеспечение граждан деталями машин не превышало 37 %. СТО же в стране в 1972 г. насчитывалось всего 694. Ремонтировали машины люди в основном сами. При этом содержание авто было относительно недорогим. Обслуживание ВАЗ-2101 в 1976 г., по данным журнала «За рулем», к примеру, обходилось в 6 руб. 26 коп. за 100 км. При этом на амортизацию автолюбители тратили около 1,98 руб., на бензин - 2 руб. Шины обходились в 0,67 руб., текущие ремонты — в 0,533 руб.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание