Рубрики

Сотрудница банка сказала, как они определяют людей, способных платить по ипотеке

Сейчас многие люди предпочитают брать в ипотеку жилье. Ажиотаж вызван снижением кредитных ставок и упрощением оформления документов. Достаточно просто предоставить паспорт или водительские права, чтобы получить ипотеку. Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. О нюансах рассказала сотрудница одного из крупнейших банков.

Первые рабочие дни

Наша героиня признается, что на работу ее взяли без опыта, только исходя из соответствующего образования. После прохождения собеседования она сразу попала в ипотечный отдел. Девушка предполагала, что будет обучение, стажировка. По факту обучение длилось восемь часов, то есть один рабочий день, после чего она непосредственно приступила к работе.

В их отделе было девять сотрудников: восемь девушек и один парень лет двадцати пяти. По словам нашей героини, он был довольно странным: ни с кем не общался, выбирал заемщиков посолиднее, которым нужно было свыше трех миллионов. Заявки на меньшую сумму он сразу отклонял, поскольку ему это было невыгодно: он получал слишком маленький процент от подобных договоров.

Схема работы банка

Со временем наша героиня поняла, почему ее коллега был столь избирательным. До трудоустройства девушка думала, что ипотек одобряют практически всем желающим при наличии необходимых документов. Оказалось, что подводных камней было очень много.

Работа операторов

Начнем со схемы. Одобрение кредита проходит в три этапа. На первом человек подает заявку: либо через интернет, либо у операторов в банке. Кстати, именно в этом отделе и работала наша героиня. Правда, их отдел был условно разделен на две части. Одни сотрудники были непосредственно операторами, которые общались с клиентами через окошко. Там, где работала наша героиня, не предполагался контакт с заемщиками: они рассматривали уже поданные заявки, но могли иногда поднести какие-то документы операторам и пообщаться с людьми.

Служба безопасности

Второй этап – это проверка службой безопасности банка. Здесь проверяют кредитную историю, а также устанавливают личность заемщика. Кстати, на данном этапе заявку могут отклонить даже из-за номера телефона, который был приобретен недавно. Что касается кредитной истории, то здесь все банки обязаны сотрудничать и выдавать друг другу данные людей, чтобы все организации были предупреждены о возможных мошенниках.

Кредитные инспекторы

Третий этап – это проверка заявок кредитными инспекторами. По словам нашей героини, она их в глаза не видела, а только знала, что находились они в другом городе. Любое общение между инспекторами и операторами исключено в целях безопасности и непредвзятости «вердикта» относительно одобрения ипотеки. Инспекторы выставляют баллы по каждому пункту, включая даже тот аспект, есть у заемщика родственники в банке. Такую информацию нельзя скрывать.

Инструктаж

Первым делом всех операторов инструктируют относительно выявления подозрительных личностей и тех, кому настоятельно не рекомендуется давать займ. Например, если человек приходил с выпученными глазами или мешками под глазами, то ему сразу отказывали. Также отказывали клиентам, которые приходили «с похмелья». Оператор мог из уважения сделать вид, что вносит данные в базу, но в действительности ничего не делал. Наша героиня говорит, что ипотеку не могли оформить люди с дефектами речи (например, кто заикался или шепелявил), поскольку сотрудники банка считали, что такие клиенты были неплатежеспособными, не могли занимать высокооплачиваемые должности.

За свою практику наша героиня научилась различать «хороших» клиентов, а также тех, кто платить не собирался, а хотел получить деньги. Дело в том, что добросовестные люди задают много вопросов: где производить оплату, в каком отделении банка, терминале, какая комиссия и т. д. «Плохие» клиенты просто молча сидели и ждали, когда же, наконец, закончится это оформление.

Штрафы

У человека, который незнаком с системой ипотечного кредитования, может возникнуть вопрос: почему осуществляется такой строгий отбор заемщиков? Наша героиня говорит, что все дело в финансовом вопросе. Оператора штрафуют, если он одобрил кредит человеку, который за первые три месяца не внес платежи. Кстати, такое действительно случается, хоть и нечасто. Виной всему – неожиданное увольнение, болезнь, особые семейные обстоятельства и т. д. В жизни сложно все предусмотреть, но сотрудники банка стараются рассматривать подобное сотрудничество в долгосрочной перспективе, чтобы получить свои деньги с процентов от кредита, а не попадать под штрафные санкции.

Такие разные клиенты

Чаще всего оформляют ипотеку супружеские пары в возрасте тридцати-сорока лет с совместным доходом в районе ста тысяч рублей. Обычно у них есть поручители. С ними особых проблем не возникает: они добросовестные, ответственные, вовремя вносят платежи.

Был и курьезный случай, когда в банк пришел юноша, который работал в супермаркете: ставил на место тележки и раскладывал по полкам товары. Вместо документа об образовании он принес школьный дневник (просто аттестата у него не было). Наша героиня до сих пор удивляется, как его вообще приняли операторы, но она лично отнесла ему обратно документы, отказав в выдаче кредита.

Были и VIP-клиенты. В эту категорию попадают граждане с ежемесячным доходом свыше полумиллиона рублей. Таким богачам не нужно подходить к операторам – им сразу назначают встречу в отдельном кабинете. Наша героиня вспоминает, как однажды к ним пришел директор крупного предприятия с официальной зарплатой пять миллионов рублей в месяц! Все сотрудницы банка, принарядившись и сделав чуть ли не праздничный макияж и прически, выстроились в шеренгу, чтобы очаровать такого миллионера. Зачем ему нужен был кредит, для героини нашей истории до сих пор остается загадкой, ведь банкротство ему явно не светило и денег было предостаточно. Возможно, была какая-то своя финансовая схема. Половину стоимости жилья он оплатил сразу, а другую растянул на максимальный срок.

Заключение

Героиня нашей истории ненадолго задержалась в банке – просто поняла, что это не ее. Особенно стало тяжко, когда начальство стало требовать увеличения уровня продаж по каким-то страховкам, медицинским услугам и т. д.