Рубрики

Спорный вопрос: стоит ли дружить с подчиненными?

Следует ли начальнику дружить со своими подчиненными? Или необходимо быть строгим руководителем и поддерживать с коллективом чисто деловые отношения? Психологи дают разные ответы на этот вопрос. Одним считают, что такая дружба будет только вредить работе, а другие полагают, что сближение с подчиненными способствует благоприятной и теплой атмосфере в коллективе. Попробуем разобрать все плюсы и минусы разных стилей руководства персоналом.

Задайте себе вопросы

Что лучше - дружественный или командный стиль управления людьми? Допустим, что вы больше склоняетесь к дружбе к подчиненными, но опасаетесь, что это повредит работе. Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:

  1. Будет ли полезна ваша дружба с подчиненными для реализации рабочего проекта или приведет к его срыву?
  2. Не испортит ли подобный стиль руководства вашу репутацию?
  3. Будет ли это способствовать принятию верных решений?
  4. Хватит ли у вас сил, времени и энергии одновременно на руководство и дружбу с подчиненными?
  5. Как отразится ваша манера руководства на моральной атмосфере в коллективе?

Вы должны четко оценить все плюсы и минусы такой дружбы.

Что такое руководитель?

Начальник - это человек который отвечает за сотрудника. Его основная функция - верно организовывать работу, распределять обязанности и отдавать приказы. Совместимо ли это с дружескими отношениями с подчиненными?

Большинство психологов считают, что в отношении между начальником и подчиненными должна быть некоторая дистанция. Фамильярность и панибратство на работе неуместны. Это нередко приводит к тому, что подчиненные перестают выполнять ваши распоряжения.

Однако соблюсти дистанцию иногда бывает очень непросто. Предположим, что вы получили повышение и стали начальником. Коллеги, которые еще недавно были вам соратниками, а иногда и друзьями, вдруг становятся вашими подчиненными. Как быть в такой ситуации?

Друзья среди подчиненных: плюсы и минусы

Допустим, что вы недавно стали руководителем и среди подчиненных есть ваши близкие друзья. В этой ситуации есть свои преимущества:

  1. Вы хорошо знаете этих людей и доверяете им.
  2. Вам хорошо известны сильные и слабые стороны этих работников.
  3. Вы можете рассчитывать на их поддержку.
  4. Вы знакомы с их стилем работы и способом мышления.

Можно сделать вывод, что работать с теми людьми, которых вы хорошо знаете, гораздо легче.

Однако в такой ситуации есть и свои сложности. Ведь ваши друзья среди подчиненных могут пытаться манипулировать вами. Они могут также стремиться стать вашими фаворитами и требовать особого отношения к себе. Вы должны постараться оценить, насколько склонны эти люди к подобному манипулятивному поведению.

Бывают случаи, когда друзья среди подчиненных начинают безответственно относиться к работе, а порой и срывать сроки выполнения заданий. Они будут рассчитывать на то, что вы по старой дружбе простите им небрежное отношение к своим обязанностям. Такая ситуация складывается довольно часто.

Как дружить с подчиненными?

Как поддерживать дружбу с подчиненными и при этом не допускать манипуляций над собой? Специалисты по управлению персоналом рекомендуют придерживаться следующей тактики поведения:

  1. Заранее оцените все плюсы и минусы дружественных отношений с коллегами. Вам необходимо предвидеть все возможные последствия такого стиля руководства.
  2. Вам необходимо также оценить черты характера ваши друзей из подчиненных, а также свои слабые стороны. Не будут ли эти люди манипулировать вами и пользоваться вашей дружбой? Сможете ли вы противостоять такому поведению? Заранее ответьте себе на эти вопросы.
  3. Четко разделяйте дружбу и служебные отношения, а также старайтесь соблюдать субординацию. Не закрывайте глаза на недочеты в работе своего друга и обязательно указывайте ему на них. Помните, что если человек ожидает от вас особого отношения к себе в служебных вопросах, то его вряд ли можно назвать другом. Он просто пытается вами манипулировать.
  4. Настройте своих друзей из числа подчиненных на успех. При выполнении сложного проекта опирайтесь в первую очередь на этих людей. Объясните им, что вы - одна команда и только общими усилиями вы можете достичь положительного результата.

Заключение

Дружба с подчиненными может привести как к положительному, так и к отрицательному результату. Такой стиль руководства имеет свои плюсы и минусы. Лучшим решением в данной ситуации будет поддержание оптимального баланса между дружескими и иерархическими отношениями.

Каждому человеку приятно работать в таком коллективе, где сложились доверительные отношения и нет чувства страха перед руководством. Но при решении сложных задач нужно соблюдать некоторую дистанцию с подчиненными. Если теплые и сердечные отношения с сотрудниками не мешают работе, то продолжайте дружить. Если же вы замечаете, что это отрицательно сказывается на выполнении задач, то постарайтесь пересмотреть свой стиль руководства.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание