Рубрики

Несколько полезных советов: как вежливо снять с себя вину за ошибки на работе

Агрессивное отстаивание своей правоты в рабочем коллективе почти всегда приводит к довольно печальным последствиям. Это может спровоцировать конфликт с коллегами и руководством, вплоть до увольнения. Замалчивание правды и покорное согласие с незаслуженными обвинениями также способно негативно повлиять на вашу репутацию. Именно поэтому необходимо найти оптимальное решение проблемы, которое позволит избежать конфликта. Существует несколько универсальных фраз, которые вы можете использовать, чтобы очистить свое доброе имя.

Правила хорошего тона

Наилучшим советом, который дают опытные психологи, является мирное решение любого вопроса. Следует понимать, что каждую фразу можно произнести по-разному. Иногда извинения могут звучать как обвинения. Поэтому если приходится оправдываться в ошибке, которую вы не совершали, нужно сделать это максимально корректно. Для этого рекомендуется выбрать подходящее время, ни в коем случае не повышать тон, четко излагать суть проблемы (и последовательность своих действий) и искренне стараться прояснить ситуацию и избежать конфликта. В первую очередь, необходимо уважать своего начальника и выдерживать субординацию. Это главное правило ответственного сотрудника и просто воспитанного человека.

«Я не знал. Спасибо за то, что вы мне об этом сообщили»

Иногда бывает довольно сложно быть новичком в работе или приспособиться к новой роли в компании. Прежде чем вы приобретете опыт, в определенной степени вы зависите от более компетентных людей. Поэтому иногда можно попасть в нелепую ситуацию. Когда это вызовет серьезную путаницу, сообщите боссу, что проблема была вызвана недостаточной информацией, а не отсутствием внимательности с вашей стороны. Например, представьте, что вы новый работник, и одной из ваших обязанностей является управление бронированием конференц-зала. Вы сидите за своим столом, когда врывается ваш начальник. Он начинает выговаривать за то, что вы позволили отделу по работе с населением использовать комнату. А этого делать нельзя, поскольку там запланировано ежемесячное совещание руководителей. Когда вы только планировали это мероприятие, никто ничего не упомянул об этой очередной встрече. Вместо того чтобы прямо заявить, что ошибка была не по вашей вине, ответьте: «Я не знал. Спасибо, что сообщили мне об этом. Где я могу найти более полный список постоянных резерваций, чтобы это больше не повторилось в будущем?»

«Причина, по которой я так поступил, заключается в том, что…»

В бизнесе часто возникают ситуации, при которых новым сотрудникам дают дополнительные инструкции их непосредственные начальники. Нередкими бывают случаи, когда приходится проявлять собственную инициативу. Одним словом, если вы делаете что-либо, что отличается от обычного протокола, объяснение процесса поможет спасти вас и вашу команду от будущих проблем. Дополнительная информация поможет прояснить ситуацию и расставит все на свои места. Например, вы сдали отчет во вторник вместо того, чтобы сделать это еще в прошлый четверг. Ваш босс явно недоволен таким положением дел. Но у вас были полные основания поступить именно так, поскольку начальник вашего отдела дал такое распоряжение. Явное изложение ваших рассуждений может помочь устранить путаницу.

«Можем ли мы это обсудить на общем собрании?»

Перекладывание вины непосредственно на другого человека может заставить вас выглядеть так, будто вы не командный игрок или хотите уклониться от ответственности, чтобы спасти себя. Публично поднимая и озвучивая проблему, вы даете человеку возможность признать свою ошибку. Порядочный работник сможет подтвердить вашу невиновность и объяснить свой поступок, так инцидент будет исчерпан. Даже если виновный будет отказываться, по крайней мере, об этом узнают все коллеги (в том числе и этот человек). Но если недобросовестный сотрудник будет настаивать на том, что это не его вина, вам необходимо сделать выводы. Правда в любом случае выйдет на поверхность, но с этим коллегой лучше постараться работать осмотрительно (поскольку от него всего можно ожидать).

«Я не был связан с этой частью проекта, но, пожалуйста, подскажите мне правильный способ справиться с этой задачей»

Это простой способ признать, что вы определенно не несете ответственности за возникшую проблему, не обвиняя конкретного человека. Эта фраза также может пригодиться, если вы знаете, что что-то было сделано неправильно, но вы действительно не уверены, кто несет ответственность. Также важно, чтобы ваш начальник знал, что вы готовы внимательно прислушиваться к рекомендациям, чтобы избежать ошибок в будущем. В любом случае следует признать свою некомпетентность в конкретном вопросе (если действительно присутствует такая проблема). Качество, при котором человек не боится показаться неопытным и обращается за помощью, характеризует его с самой лучшей стороны.

Вместо послесловия

Сотрудников, которые умеют разрешать спорные моменты максимально корректно, ценят в любом коллективе. Бизнес всегда предусматривает возникновение некоторых недоразумений по разным поводам. Если вы сможете зарекомендовать себя в качестве не только хорошего работника, но и порядочного человека, вы можете надеяться на гармоничное сотрудничество в течение долгого периода. Особенно это касается новичков, которые только вливаются в новый коллектив. К вам будут относиться снисходительно и с пониманием, если вы сможете доказать свою правоту, не прибегая к сплетням и осознавая свою ответственность. В противном случае работа в данном коллективе будет неприятной и непродолжительной.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание