"Стоимость" работника в штате - это не только его зарплата, которую он получает на руки, но и другие дополнительные расходы, о которых часто забывают. Фактически, ваши работники обходятся вам практически в два раза дороже. В данной статье мы детальнее расскажем, как это происходит.

Из чего складывается финансовые затраты на сотрудника
Многие из вас могли подумать: "ну конечно, из налогов и взносов", и это действительно так, но не полностью. Работник обходится компании дороже не только из-за налогов и взносов, но и за счет других категорий расходов.
Конечная "стоимость" сотрудника включает:
- Прямые расходы, такие как налоги и взносы, связанные напрямую с работником.
- Косвенные расходы, не связанные с работником, но без которых компании трудно обходиться. Примерами таких расходов могут быть кофе, печеньки или даже бутилированная вода.
Чтобы проиллюстрировать это на практике, рассмотрим различные категории затрат, что они из себя представляют.

Прямые расходы
Данные расходы включают в себя не только заработную плату, но и все прочие налоги и отчисления, которые вы уплачиваете с нее.
Например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это 13%. Обычно сотрудники думают, что налог платят они сами, но на самом деле работодатель является налоговым агентом и сам отчисляет налог в бюджет. Некоторые работники даже не знают, что платят эти 13% из своего кармана, и что работодатель только проводит платеж.
Также в прямые затраты входят страховые взносы. Ранее работодатели перечисляли 22% от зарплаты на пенсионное страхование, 5,1% - на обязательную медицинскую страховку и 2,9% - на социальное страхование. Сейчас все эти взносы объединены в общую ставку 30%. На травматизм распространяются отдельные ставки взносов, которые колеблются в пределах от 0,2% до 8,5% в зависимости от вида осуществляемой деятельности.

Косвенные расходы
Размер косвенных расходов зависит от компании и может варьироваться, поэтому невозможно привести все примеры. Однако мы выделим наиболее распространенные:
Рабочее место - для работы маркетолога необходимы стол, стул, компьютер и соответствующее программное обеспечение.
Вспомогательные сотрудники - например, уборщица, которая не связана напрямую с работником, но ее затраты частично покрываются за счет каждого члена команды.
Кофе-брейки - это затраты на арабику средней обжарки, кофемашину, воду и т.д. Сюда также входят расходы на ДМС, компенсации проезда или бесплатные занятия фитнесом.
Обеспечение рабочего места
Пусть в вашей компании уже есть основное оборудование для сотрудника: стол, стул и компьютер. Однако для выполнения работы ему требуются специализированные программы, подписка на которые обходится вам в 4 000 рублей ежемесячно. Кроме того, сотруднику необходимы канцелярские принадлежности: блокноты, ручки, маркеры, стикеры и другое, на что вы тратите еще 600 рублей в месяц.
Не забывайте также про аренду офиса и коммунальные платежи. Допустим, ваша компания тратит 35 000 рублей на аренду офиса и еще 7 000 рублей на оплату электроэнергии. Кроме того, в компании работает еще 23 человека, поэтому расходы на аренду и коммунальные платежи делятся на всех.
Итак, затраты на аренду для одного сотрудника составляют 1 458 рублей (35 000 рублей / 24 человека), а затраты на электроэнергию - 292 рубля (7 000 рублей / 24 человека).
Итого расходы на одного сотрудника составляют: 4 000 + 600 + 1 458 + 292 = 6 350 рублей.

Финансовые расходы на прочий персонал
Кроме того, следует учитывать расходы на медицинскую страховку для сотрудника. Предположим, что стоимость полиса составляет 10 000 рублей в год, то есть 833 рубля в месяц.
Также стоит учесть затраты на профессиональное развитие сотрудника, такие как тренинги и конференции. Допустим, что в год на это уходит 30 000 рублей, то есть 2 500 рублей в месяц.

Кофе и плюшки
Здесь включены все необязательные привилегии, которые все чаще начинают предоставлять сотрудникам в различных компаниях. Это может быть чай, кофе, закуски, а также холодильник с водой. Однако, при подсчете стоимости содержания сотрудников, часто используют среднее значение, так как невозможно точно определить, сколько именно кофе выпил каждый сотрудник или сколько сладостей он съел.
А вот компенсация расходов на медицинское страхование, проезд и фитнес, а также предоставление сотрудникам льготных путевок и возможность оплаты обучения зачисляются в расходы компании, их можно рассчитать точно на каждого конкретного сотрудника.

Как уменьшить расходы на сотрудников
После проведения таких внушительных расчетов возникает вопрос: как уменьшить финансовые расходы? Есть, конечно, вариант сократить зарплату сотрудника, но это скажется только на прямых расходах. Также можно переселить его из удобного кабинета в кладовую, но в этом случае возникает вопрос о продуктивности работы сотрудника в таких условиях.

Вообще, можно обойтись и без таких радикальных мер:
- Избегайте найма "лишних" сотрудников, то есть тех, чьих услуг вы можете обойтись без ущерба для компании. Для выполнения одноразовых задач можно обращаться в агентства, а бухгалтерские работы поручить аутсорсинговым компаниям, особенно это актуально для малых предприятий, где отчетность сводится к нескольким декларациям в год. Иногда более выгодным вариантом, чем содержание уборщицы, может быть обращение в клининговую компанию.
- Рассмотрите возможность удаленной работы. Существуют специалисты, которые могут работать удаленно, и таким образом, вы можете экономить на рабочих местах, кофе, компенсации проезда и других офисных расходах.
- Перейдите на упрощенную систему налогообложения, если это возможно в соответствии со спецификой вашего бизнеса и размером компании. В случае объекта "Доходы" возможно снижение налога на сумму страховых выплат.
- Изучите все льготы, которые предоставляет государство.
- Следует пересмотреть непрямые расходы. Нам не нужно запирать кофемашину или отказываться от заказа воды, однако возможно, сотрудникам не обязательно каждый день пользоваться такси или посещать самый дорогой спортивный зал в городе за счет компании.
Чтобы доходы компании значительно превышали расходы на персонал, следует регулярно анализировать затраты бизнеса и вовремя принимать меры.
