Не каждый сотрудник решится прямо и открыто выражать свое недовольство работой. На это есть масса причин, но характерные признаки будут видны в любом случае. Токсичная рабочая среда с негативно настроенным коллективом так или иначе себя проявит, и чем раньше руководитель это заметит, тем лучше. Своевременное обнаружение проблемы позволит быстро исправить ситуацию и тем самым предотвратить возможные увольнения.
Какие именно признаки выдадут недовольство сотрудников?
Падение производительности
Мотивация к работе у сотрудника, который не удовлетворен условиями труда, не может быть высокой. В таких условиях теряют свою ценность всяческие стимулы и снижается продуктивность. Как результат, падают и общие показатели производительности. При выявлении негативной динамики настроения сотрудников должны быть одним из ключевых параметров для анализа.
В офисе стало меньше шуток

Прежде сотрудники охотно делились шутками, историями из жизни и просто поддерживали легкий стиль общения друг с другом, но с какого-то момента они прекратили это делать. Тоже сигнал, указывающий на возможное недовольство работой.
Шутки и смех почти всегда говорят о здоровой рабочей среде, в которой люди чувствуются себя комфортно. Исчезновение позитивной атмосферы само по себе станет тревожным признаком.
Тишина и напряженность, окутывающие хмурые лица сотрудников, только подкрепят версию об их недовольстве.
Нежелание взаимодействовать
Данный признак обычно виден на примере ценных кадров, которые показывают пример другим своей активностью и вовлеченностью в рабочие процессы. Такие сотрудники не ждут указаний руководства и менеджеров, а предвосхищают их ожидания.
Если же в офисе нарастает недовольство, поведение таких работников прежде всего даст о себе знать снижением активности и нежеланием взаимодействовать там, где формально они могут себе это позволить без нарушения договора.
Жесткий контроль графика

Недовольство работой прямо связано с нежеланием выполнять свои функции. Опять же, прямо нарушить правила сотрудники пока не могут, но это не мешает им быть подчеркнуто пунктуальными, не затрачивая на офис ни минуты больше положенного.
Внешне это может проявляться в постоянном отслеживании времени, а если есть возможность - в ранних уходах и поздних появлениях на рабочем месте. В более выраженных формах могут иметь место регулярные прогулы и уходы на больничный.
Стало больше жалоб
Даже одна жалоба по мелкому поводу от сотрудника заслуживает внимания. Она может не характеризовать системную проблему, но попытка исправления ситуации ценна сама по себе. Решение даже незначительной проблемы даст понять коллективу, что руководитель в принципе заинтересован в создании благоприятной рабочей среды и готов слышать критику.
Критика со стороны клиентов
Жалобы на обслуживание также являются верным признаком непорядка в рабочей среде. Многое будет зависеть от сути критики - на что именно она обращена? Возможно, сотрудники стали вести себя грубо или не в полном объеме выполняют свои обязанности при обслуживании. Даже без прямого контакта персонала с клиентами подобная взаимосвязь может иметь место. Например, если сотрудники на производственной линии выпускают некачественный продукт, недостатки которого все равно выявляются потребителем.
И это еще одно свидетельство того, что коллектив не заботится о качестве своей работы и тем самым демонстрирует недовольство.
Отсутствие новых идей
Лояльные и мотивированные сотрудники всегда стараются предложить что-то новое, даже если их идеи редко внедряются. Процесс обмена мнений рано или поздно все равно приводит к позитивным изменениям. Если сотрудники перестали делиться интересными идеями и мнениями, это вполне может говорить о том, что они недовольны.
Меры по удержанию ценных кадров не срабатывают

Увольнения сотрудников всегда говорят о кризисе, особенно если уходят именно те, на ком держится компания. Обычно в таких случаях задействуются специальные меры по удержанию важных кадров, что в итоге позволяет сохранить ценный костяк и тем самым даже оздоровить штат. Но если и такие меры не останавливают волну увольнений, можно говорить о серьезных проблемах, которые недооценивались.
Заключение
Все рассмотренные признаки в той или иной мере заставляют руководителя задуматься над рабочей атмосферой, условиями труда и корпоративной культурой. Пока диагноз ставить рано, но первый шаг необходим - и это получение обратной связи. Отталкиваться в поиске корня проблем можно от той же критики с жалобами или предложить сотрудникам прямо поговорить о том, что их беспокоит. Столь же уместным будет и предложение относительно изменений.
Уже этих шагов достаточно для заморозки ситуации, когда сотрудники могут рассматривать варианты увольнения. В рамках дальнейших действий со своей стороны руководство может продумать и предложить конкретные варианты решения обозначенных проблем.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание