Рубрики

В России зафиксировали понижение соцстатуса учителя за последние 10 лет: в чем причина и вернется ли все на прежний уровень

Хотя власти стремятся поддерживать учителей за счет увеличения зарплат, социальный статус работников данной сферы оставляет желать лучшего. Как зафиксировали эксперты SuperJob, за последние 10 лет понижение статуса данной профессии отметила половина россиян. Насколько долгосрочна эта проблема, и вернется ли былой имидж педагога как представителя почетной и уважаемой в обществе сферы труда?

Печальная статистика

Согласно данным опросов SuperJob, 43% россиян не считают профессию учителя престижной. При этом каждый второй полагает, что за последние 10 лет престиж у работников школ только падает. В то же время 40% с этим не согласны и признают высокий статус профессии учителя в обществе.

Среди главных качеств настоящего педагога россияне выделяют профессиональное знание предмета, терпение, любовь к людям и стрессоустойчивость. В меньшей степени считается, что учитель должен быть порядочным и ответственным.

Корни проблемы

Во многом общее падение статуса работников сферы образования за последние десятилетия связано с общественно-социальными и даже технологическими изменениями. Если сравнивать роль учителя в СССР с сегодняшним днем, то разница будет огромной. В 20-м веке само по себе образование еще не было столь доступно, и любого носителя знаний уважали в обществе только за это. Не было легкого доступа к цифровым источникам информации, как сегодня, когда любой школьник может найти нужные материалы без помощи учителя.

Но есть и современные негативные факторы, которые мешают профессии учителя быть престижной. Это все еще недостаточно высокая зарплата и в то же время большие рабочие нагрузки.

Причем стоит отметить, что Россия - не исключение в этом отношении. Профессия учителя не считается престижной во многих странах мира. Согласно «Глобальному индексу статуса учителя», составленному на основе британского исследования, в Китае самый высокий статус у педагогов, а в Израиле и Бразилии - самый низкий. Что тоже характерно, в странах с низким авторитетом учителя обычно выделяют две причины такого положения: давление со стороны рынка с последующими коррективами и депрофессионализация.

Есть надежда на изменение ситуации?

Надо признать, что много лет учителя оставались без должного внимания со стороны государства и самого общества. Накопилось немало системных проблем, которые лежат не только в экономической плоскости. Вернуть былой престиж за короткий промежуток времени вряд ли получится. Однако уже сейчас закладывается основа для такого движения.

Начало положено не так давно улучшением материального положения педагогов. Опять же, на данном этапе и это хороший сигнал, но до уровня по-настоящему престижной профессии еще далеко.

Очень важно создать условия, когда учителям будет просто невыгодно распыляться между основной работой и сторонними подработками репетиторством, что несомненно сказывается на качестве обучения. Достойные условия труда, в свою очередь, привлекут молодые кадры, в результате чего возникнет конкуренция и директор сможет выбирать лучшего из нескольких претендентов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание