Текущий год для всех приготовил испытание на прочность. Сложно пришлось и бизнесу, и простым людям. В период кризиса особенно важно было быстро реагировать на происходящее и усваивать новые правила выживания в изменившемся мире. Однако не всем это удавалось.
Что изменилось
Первая волна пандемии накрыла всех. Особенно пострадал малый бизнес. Однако все получили возможность переоценить свое поведение и сделать выводы.
![](http://businessman.ru/static/img/n/1/9/8/6/3/0/9/i/1986309.jpg)
Если раньше люди снисходительно относились к тем, кто развивает онлайн-бизнес, то сейчас все изменилось. Люди постепенно привыкают к тому, что бизнес можно вести не только в офисе, а для магазина вовсе необязательна витрина, на которой выставлен весь ассортимент товаров.
Большинство предпринимателей считали онлайн-направление чем-то незначительным. Однако карантин доказал, как сильно они заблуждались. Внезапно выяснилось, что онлайн-продажи нельзя настроить за пару кликов мышкой. Это сложная система, для настройки которой требуется большое количество времени.
Еще одна проблема состоит в том, что крайне сложно найти достойных специалистов в сфере онлайн-продаж. Еще сложнее это сделать в период, когда на них резко повысился спрос.
Что дальше
Даже если предположить, что экономика восстановится и вернется к докарантинному состоянию, многие клиенты уже ушли в онлайн. За период карантина они успели в полной мере оценить удобство курьерских доставок. Никто не хочет покидать уютное жилище, чтобы отправиться в магазин.
![](http://businessman.ru/static/img/n/1/9/8/6/3/1/1/i/1986311.jpg)
Эксперты утверждают, что рано или поздно наступит вторая волна, и лучше подготовиться к ней уже сейчас, а не ждать, пока карантин снова застанет врасплох. Если вы хотите привлекать клиентов в интернете, нужно тщательно выстроить каналы онлайн-продаж, настроить рекламу, составить бюджет, обучить персонал и так далее. Не менее важно выстроить правильную логистическую цепь. Для доставки заказов потребуется транспорт и курьеры.
Вот несколько правил для бизнеса.
Не нужно делать все и сразу
В попытке наверстать упущенное некоторые бизнесмены начинают одновременно развивать все направления. Это большая ошибка. Не нужно сразу бросаться на все возможные площадки. Вы должны выяснить, какая из них окажется наиболее эффективной для вашего бизнеса, и сосредоточить все усилия на развитии одного направления. Онлайн-продажи не отличаются от обычных. Согласитесь, проще сначала открыть один офис и наладить его работу, а затем увеличивать охват при наличии спроса. Иначе вы рискуете не успеть нигде.
![](http://businessman.ru/static/img/n/1/9/8/6/3/1/5/i/1986315.jpg)
Аналогичное правило касается бюджета. Вы не должны тратить сразу весь бюджет на рекламу. Сначала нужно отследить трафик и впоследствии вкладывать средства в такую рекламу, которая приносит вам прибыль.
Правильное распределение нагрузки крайне важно для сотрудников. Позвольте им постепенно адаптироваться к изменениям. Если взвалите на них большое количество обязательств, люди могут попросту не справляться. Сейчас не самое удачное время для того, чтобы увольнять персонал и обучать новых сотрудников.
Идеальный сервис
Очень важно провести беседу с сотрудниками. Расскажите о том, что уровень сервиса должен быть идеальным. В условиях кризиса каждый клиент представляет колоссальную ценность. Кроме того, в сфере онлайн-продаж конкуренция значительно выше. Если клиенту что-то не понравится, он в считанные секунды перейдет на другой сайт, где его встретят более вежливые сотрудники.
![](http://businessman.ru/static/img/n/1/9/8/6/3/1/4/i/1986314.jpg)
Не забывайте напоминать клиентам о себе. Даже если они остались довольны сервисом, вы можете их потерять только потому, что конкуренты окажутся проворнее. Даже если вы довольны текущим уровнем продаж, не забывайте вкладывать средства в рекламу для дальнейшего продвижения.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание