Рубрики
...

Цензовое образование - это... Система специального образования. Специальные школы

Цензовое образование - это специальная система, предназначенная для детей, имеющих ограниченные возможности. Рассмотрим подробнее процесс ее образования в нашей стране.

Понятия «цензовое образование» появилось в 20-30 годах прошлого века. Во второй половине 20 века в стране была создана достаточно разнообразная, широкая сеть дошкольных учреждений, имеющих специальное назначение:

  • сады-ясли;
  • детские сады;
  • детские дома для дошкольников;
  • группы при детских садах, яслях, в школах-интернатах.

По мере образования и развития системы дошкольных учреждений учеными и педагогами-практиками были созданы методы, принципы, приемы определения, коррекции различных отклонений в развитии малышей.

Система специального образования позволяла вести серьезную профилактическую работу, направленную на своевременное выявление проблемы, поиск оптимальных способов ее быстрейшего устранения.

цензовое образование это отдельный вид обучения

Принципы построения

На тех традициях, которые были заложены в 20 веке, выстраивается вся современная система дошкольного образования и воспитания.

Цензовое образование - это система, которая основывается на принципе отклонения в развитии. Для малышей с разнообразными проблемами создаются дошкольные группы (отдельные учреждения) следующих видов:

  • с нарушениями слуха (слабослышащих, глухих);
  • с серьезными нарушениями интеллекта (для умственно отсталых детей);
  • с дефектами речи (фонетико-фонематическим недоразвитием, с заиканием);
  • с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Инклюзивное образование предполагает меньшую наполняемость групп (до 15 человек). В штат образовательной организации вводятся дополнительные специалисты: дефектологи, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, сурдопедагоги, медицинские работники.

Специфика образовательного процесса

Цензовое образование лиц с ОВЗ осуществляется по специальным комплексным программам воспитания и обучения, которые разрабатываются отдельно для каждой возрастной категории детей с учетом отклонений в развитии. Готовые программы анализируются, корректируются, утверждаются Министерством просвещения РФ.

система специального образования

Особенности работы специалистов

Цензовое образование детей с аномальным развитием предполагает распределение видов занятий между узкими специалистами (дефектологом, олигофренопедагогом) и учителем (воспитателем). К примеру, развитие речи, конструирование, знакомство с элементарными математическими понятиями осуществляется не учителем, а педагогом-дефектологом.

Организацией специальных занятий также занимается специалист, учитель осуществляет общий контроль (присмотр) за детьми, вовлекает их в игровую деятельность, создает комфортные условия для пребывания «особенных малышей» в образовательных учреждениях.

Среди специальных занятий, без которых сложно представить себе современное инклюзивное образование, наличествуют такие, как совершенствование слухового восприятия, коррекция произношений звуков, развитие зрительных навыков, лечебная и коррекционная физическая культура.

варианты специального образования

Важные аспекты

Цензовое образование - это бесплатная возможность для детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, получать знания, умения, навыки, необходимые им для социализации.

Для детей дошкольного возраста предполагается внесение родителями только платы за пребывание малыша в детском саду. Нахождение ребят школьного возраста в специализированных группах (классах), занятия с логопедом, дефектологом, олигофренопедагогом осуществляется на бесплатной основе.

Специальные школы функционируют для помощи семьям в полноценном воспитании «особенных детей». Педагоги и специалисты стараются в максимальной степени развить возможности таких малышей, помочь детям в последующей социализации.

В 1992 году в РФ был принят ФЗ «Об образовании», согласно которому в стране введена новая типология образовательных организаций, произведены существенные организационные и правовые изменения специального образования.

цензовое образование лиц с овз

Функционирование ДОУ

Что такое цензовое и нецензовое образование в настоящее время? Для того чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к типовым положениям, которые были введены для всех видов образовательных учреждений. Детские сады, предназначенные для детей, развивающихся нормально, являются местом для общения, игр с другими малышами. Таким образом, в настоящее время в ДОУ обычного типа осуществляется присмотр за детьми на тот промежуток времени, пока их родители находятся на работе.

Цензовое образование - это единственная возможность для семей, занимающихся воспитанием малышей с отклонениями в развитии, развивать ребенка, прививать ему элементарные понятия и навыки.

Часто специализированный детский сад становится единственным местом, где созданы оптимальные условия, требуемые «особенному ребенку» для физического и умственного развития. Дети с отклонениями принимаются в образовательные дошкольные учреждения коррекционного типа только при наличии письменного согласия родителей (или законных представителей) на основании заключения, сделанного специальной медико-педагогической комиссией (ПМПК).

Многие малыши с серьезными отклонениями в развитии развиваются в детских учреждениях компенсирующего вида, а также в специальных компенсирующих группах ДОУ комбинированного вида. Воспитание и обучение в таких дошкольных организациях осуществляется в полном соответствии со специальными коррекционными развивающими программами, созданными для каждой категории малышей, имеющей определенные отклонения от нормального развития.

В зависимости от вида нарушения и возраста, наполняемость групп в ДОУ для «особенных детей» составляет:

  • при тяжелых нарушениях речи – от 6 до 10 детей;
  • для дошкольников с трехлетнего возраста, имеющих серьезные фонетические нарушения речи – до 12 человек;
  • глухих и слабослышащих детей – до 6 чел.;
  • с проблемами опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта – 6-8 чел.;
  • с задержкой психического развития – 6-10 человек;
  • с иными видами отклонений – до 15 детей.
воспитание детей м отклонениями

Иные формы работы

Если дети дошкольного возраста по различным объективным причинам не могут посещать в обычном режиме детский сад, для них возможна организация групп кратковременного пребывания. Основным предназначением их является оказание целенаправленной педагогической и психологической помощи малышам, а также осуществление консультативной и методической поддержки их родителям (законным представителям).

Такие группы способствуют социальной адаптации детей, формированию у них предпосылок для последующей учебной работы. Занятия проводятся индивидуально либо группами по 2-3 человека в присутствии пап и мам. Время для занятий подбирается с учетом пожеланий родителей.

Данная форма работы предполагает проведение занятий не только воспитателем, но и иными специалистами детского дошкольного учреждения: логопедом, олигофренопедагогом, тифлопедагогом, сурдопедагогом. Такие группы считаются специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для воспитанников, обучающихся, с серьезными отклонениями в развитии.

обучение детей с ограниченными возможностями

Современные тенденции в школьной коррекционной педагогике

Образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии направлены на создание оптимальных условий для укрепления и охраны здоровья детей, их физическое и психическое развитие. При переходе из детского сада в школу у любого ребенка появляются серьезные проблемы, связанные с привыканием к новому коллективу, обстановке, режиму дня. Дети со специальными потребностями, которые испытывают серьезные сложности в общении, обучении, социальной адаптации, особенно тяжело переживают такой кризис. Именно поэтому комфортной формой организации воспитания и обучения детей с серьезными отклонениями в развитии является учреждение «детский сад – начальная школа».

Цензовое образование, определение которого уже приводилось выше, позволяет ребенку свою школьную жизнь начинать с привычной обстановки и среды, посещая одну и ту же дошкольную группу на протяжении нескольких лет.

Центры для «особенных детей»

Среди типов образовательных учреждений, в которых организуется обучение и воспитание школьников со специальными возможностями и потребностями, выделяют и различные центры: консультирования и диагностики, психолого – педагогической коррекции и реабилитации, медико-психологического сопровождения, лечебной педагогики, индивидуального обучения. В них занимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет. Контингент подобных учреждений составляют следующие дети:

  • с большой степенью педагогической запущенности, которые отказываются по разным причинам посещать обычные общеобразовательные организации;
  • дети с нарушениями волевой и эмоциональной сферы;
  • ребята, подвергшиеся разным формам физического и психологического насилия.

Среди категорий, перечисленных выше, достаточно детей, которые имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии. Для них осуществляется цензовое образование в пролонгированные сроки.

Работают с такими воспитанниками социальные педагоги, детские психологи, дефектологи, логопеды, а также медицинские работники.

Направления деятельности

Среди основных направлений деятельности подобных учреждений выделяют:

  • диагностику уровня психического и физического развития, отклонений в поведении;
  • развитие детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, психическим и соматическим здоровьем;
  • организация развивающего, компенсирующего, коррекционного обучения;
  • психопрофилактическая и психокоррекционная работа;
  • осуществление комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий.

В РФ функционирует множество оздоровительных образовательных учреждений санаторного вида для детей, которые нуждаются в продолжительном лечении:

  • санаторно-лесные школы;
  • школы-интернаты санаторного типа;
  • санаторные детские дома для сирот.

Такие учреждения направлены на воспитание и образование, а также на проведение реабилитационных, лечебных, оздоровительных мероприятий, адаптацию «особенных детей» к социуму, их разностороннее развитие, лечение.

Случаются такие ситуации, когда в 5-6-летнем возрасте дошкольное учреждение не сумело выявить серьезных отклонений в развитии ребенка. Чтобы исправить ситуацию, для малышей с выраженными отклонениями в умственном и физическом развитии создаются специальные группы при коррекционных школах, а также при школах-интернатах.

Образовательные программы, по которым обучаются такие дети, рассчитаны на 1-2 года. На протяжении всего этого времени происходит развитие предпосылок у ребенка к учебной деятельности в коррекционно-развивающей среде.

Цензовое образование получают выпускники всех специальных школ, кроме тех малышей, которым это запрещено по медицинским показаниям.

специфика инклюзивного образования

Особенности школьного образования

Дети школьного возраста, которые имеют особы образовательные потребности, обучаются по специальным образовательным стандартам на дому либо в образовательных учреждениях. Существует восемь видов специальных школ, предназначенных для детей с серьезными нарушениями развития:

  • для глухих детей учреждение I вида;
  • для позднооглохших и слабослышащих учреждение II вида;
  • для незрячих детей образовательное учреждение III вида;
  • для слабовидящих детей школы-интернаты IV вида;
  • для детей со сложными нарушениями речи образовательное учреждение V вида;
  • для ребят с проблемами опорно-двигательного аппарата учреждение VI вида;
  • для детей с задержкой психического развития образовательное учреждение VII вида;
  • для детей с умственной отсталостью учреждение VIII вида.

Во всех коррекционных (специальных) образовательных организациях реализуются специальные федеральные стандарты. Учебные планы, по которым работают специалисты в каждом типе таких школ-интернатов, разработаны с учетом психофизических особенностей развития, индивидуальных возможностей "особенных детей". Помимо государственных специальных (коррекционных) учреждений существуют также и частные (негосударственные) школы-интернаты.

В последние годы появляются образовательные учреждения и для детей, имеющих следующие ограничения жизнедеятельности и здоровья: с синдромом Дауна, симптомами аутизма.

Заключение

Сотрудники каждого образовательного учреждения несут ответственность за здоровье и жизнь детей, обеспечение их конституционного права на получение качественного бесплатного образования в рамках установленного стандарта.

Все выпускники коррекционных образовательных учреждений (кроме школ VIII вида) получают цензовое образование. Всем им обязательно вручают аттестат государственного образца, в котором указывают факт завершения обучения в коррекционном общем или среднем образовательном учреждении.