Рубрики

Умение соблюдать субординацию - раболепие или нормы поведения в коллективе?

Несмотря на множество разговоров о равноправном партнерстве, в отношениях между начальником и подчиненным должна присутствовать субординация.

Понятие субординации

Под словом "субординация" принято понимать систему подчинения младших по должности членов коллектива старшим. По сути, это свод правил поведения для подчинённых. Естественно, что сейчас не средние века и соблюдать субординацию – это не значит, что нужно кланяться подошедшему начальнику или целовать ему руки. Здоровые отношения с шефом предполагают не подобострастие, а просто уважительное к нему отношение.

соблюдать субординацию

Задача руководителя

Как подчиненные относятся к своему руководителю, во многом зависит от поведения самого начальника. Для того чтобы сотрудники соблюдали субординацию, необходимо их уведомить о принятых нормах поведения на конкретном предприятии и установить рамки, которые нельзя преступать. Если нормы не определены, то сотрудники ощущают дискомфорт, не знают, как воспринимать то, что говорит начальник - как приказ, шутку или просьбу.

если подчиненный не соблюдает субординацию

Как должен вести себя руководитель?

Чтобы сотрудник мог и хотел соблюдать субординацию, руководитель должен сам придерживаться определенных правил поведения:

  • при невыполнении задания подчиненным начальник должен указать ему на промах, чтобы ни у кого не возникло ощущения, что о поставленной цели забыли;
  • в общении не должно быть никаких оскорблений, критика обращается на действия в отношении работы;
  • недопустимо давать подчиненным личные советы;
  • подчиненных необходимо хвалить и ценить их труд.

И самое главное – никакого страха или паники, в противном случае авторитет будет утрачен навсегда.

С проблемой несоблюдения субординации чаще можно встретиться в компаниях, где процветает непотизм. На таком предприятии много «своих», родственников, друзей. Этот факт рано или поздно становится общественным достоянием, в итоге сотрудники, которые с начальством «на короткой ноге», вызывают раздражение у остальных подчиненных.

что значит соблюдать субординацию

Правила поведения сотрудника

При заключении трудового контракта сотрудник берет на себя определенные обязанности. Они касаются не только профессиональной деятельности. Бывший соискатель принимает правила поведения в конкретной компании.

Подчиненный должен вести себя корректно в рабочей обстановке и стараться нести только положительные эмоции. От этого во многом зависит его карьерный рост. Не стоит допускать категоричный тон во время обсуждения проблем, тем более не нужно обходить непосредственное начальство и обращаться к вышестоящему руководителю. В некоторых компаниях такое поведение рассматривается как административное нарушение и карается. Нельзя давать односложные ответы или советы руководству.

Естественно, что для сотрудников очень важно знать, что значит соблюдать субординацию на конкретном предприятии. Однозначно, что в компании должен быть свой корпоративный устав. Однако такой документ тоже не гарантия того, что подчиненные будут вести себя толерантно по отношению к своему руководителю. Часто проблема кроется в самом начальнике, и тогда высшее руководство должно ставить вопрос по-другому, возможно, проще уволить этого человека.

сотрудник не соблюдает субординацию

Возможные последствия несоблюдения субординации

Как правило, если подчиненный не соблюдает субординацию, но это произошло единожды или в экстренном случае, то руководитель ограничивается замечанием. Нерадивому сотруднику можно напомнить о том, что за несоблюдением правил может последовать ответственность.

В дальнейшем возможно применение санкций предусмотренных Трудовым кодексом, а именно:

  • выговор, как устный, так и с занесением в личное дело;
  • увольнение.

Советы начинающему руководителю

Если наконец-то труд был оценен и сотрудник получил повышение, став начальником в своем же отделе, его первые дни в качестве руководителя без ощущения эйфории не обойдутся. Помимо новых задач, перед новоназначенным встанет ответственное задание по выстраиванию коммуникаций, также ему необходимо будет научить своих коллег соблюдать субординацию. Теперь для начальника важна не личная эффективность, а эффективность всего отдела.

Понятное дело, что все люди тяжело реагируют на изменения в структуре, появляется некоторое напряжение в коллективе. Если не удается решить конфликт миром, то может понадобиться полная или частичная смена коллектива.

Главное в такой ситуации - сохранять хладнокровие и постараться объяснить подчиненным, что все осталось как прежде и весь отдел – это единая команда. Нельзя поддаваться приступам «звездной» болезни, высокомерие – это путь к краху. В тоже время не нужно пытаться стать для всех другом, не бывает друзей-начальников - либо руководитель, либо друг.

Ни в коем случае не нужно разбираться с прежними обидчиками. Принятие решения об увольнении должно проводиться на основе ценности профессионализма каждого подчиненного. Также не рекомендуется сразу же проводить реформы в своем структурном подразделении. Моментальные нововведения обычно рассматриваются как обесценивание всей проделанной ранее работы. Учитесь делегировать полномочия, теперь не нужно стараться все делать самому. И самое главное – полный контроль над эмоциями. Излишняя эмоциональность будет расценена как бессилие, в результате чего сотрудник не соблюдает субординацию, ввиду беспомощности своего шефа.