Директор магазина - это специалист, обладающий рядом личностных и профессиональных качеств. В зависимости от особенностей магазина он должен иметь определенный опыт работы. Образование - обязательно высшее, стаж работы в данной должности - от 5 лет.
Иерархия подчиненности
Магазины могут быть как структурными подразделениями сети, так и отдельными единицами. Если магазин представляет собой небольшой гастроном у дома или является единичной точкой, то подчиняется директор напрямую владельцу магазина. Если же магазин является структурной единицей большой сети, то подчинение может быть как административное, так и функциональное.
Административное подчинение - подчинение руководителю сети или группы магазинов. Чаще всего этим лицом является генеральный директор компании или владелец. При административном подчинении должностные обязанности директора магазина включают в себя подачу отчетной информации без непосредственной подчиненности.
Функциональное подчинение - это подчинение непосредственному руководителю, согласно оргструктуре компании.
Требования к опыту работы
В государственных учреждениях сотрудник, которого берут на должность директора магазина, в обязательном порядке должен соответствовать всем требованиям. В частном бизнесе для получения должности не обязательно, чтобы выполненными были все требования. К ним относятся:
- опыт работы на руководящих должностях от 5 лет;
- руководство штатом от 5 человек;
- образование - высшее экономическое или техническое в зависимости от сферы бизнеса;
- опыт работы в торговле - от 3 лет.
В частном бизнесе для того, чтобы принять сотрудника на должность директора, некоторые требования могут быть нивелированы за счет четкого перевеса качеств, которые в данной сфере нужнее.
К примеру, компания, состоящая из сети магазинов, может быть более заинтересована в хорошем управленце и продажнике, чем в сотруднике, который долго работал на данной позиции, но не имеет явно успешного опыта в управлении командой. В таком случае в требованиях к претенденту могут быть указаны пожелания к опыту управления персоналом, а опыт в должности может быть равен не 5 годам, а 3.
Функциональные обязанности
Первое лицо структурной единицы сети - директор магазина. Обязанности, которые он выполняет, разнообразны и требуют определенной квалификации. Директор магазина выполняет следующие функции:
- руководит экономической, финансовой, производственной деятельностью;
- несет ответственность за сохранность материального и нематериального имущества;
- обеспечивает выполнение работниками норм продаж, установленных руководством;
- следит за выполнением трудовой и социальной дисциплины;
- обеспечивает законность действий сотрудников;
- оптимизирует и контролирует расходную часть бюджета магазина;
- занимается вопросами, связанными с инкассацией;
- решает вопросы, связанные с арендой помещений в магазине, если таковая есть со стороны сторонних организаций;
- отвечает за правильность ведения документации магазина;
- следит за правильностью проведения инвентаризаций и сроками реализации продуктов;
- координирует деятельность всех подразделений предприятия;
- анализирует результаты продаж;
- планирует закупки и мероприятия по повышению результативности торговли;
- представляет отчетность владельцу.
Такое лицо, как директор магазина, обязанности должно выполнять строго в соответствии с требованиями. В случае недостач, любых спорных вопросов ответственность по цепочке поднимается с самого низкого уровня персонала, где изначально обнаружена ошибка, до непосредственно руководящего лица.
Необходимые знания
Для того чтобы директор магазина обязанности выполнял качественно, на практике он должен был сталкиваться с разнообразными моментами. Знание нюансов и тонкостей торговли помогает организовывать рабочий процесс. Чтобы выполнять обязанности директора магазина продуктов, необходимо знать:
- законодательную базу, которая регламентирует торговую деятельность;
- методы хозяйствования, а также методы управления в сфере торговли;
- принципы организации работы с учетом национальных особенностей региона;
- порядок заключения соглашений с сотрудниками;
- нормы и акты, регламентирующие трудовые взаимоотношения между сотрудником и работодателем;
- теорию и практику правил внутреннего трудового распорядка.
Иными словами, нужно обладать действительно хорошей профессиональной подготовкой. Выполнять директор магазина обязанности, которые прописаны в его трудовом соглашении, должен качественно. Однако с учетом того, что уровень ответственности для данной должности высок, то при поступлении на работу на нее ему необходимо удостовериться, что работодатель тоже будет соблюдать свои обязанности в полной мере.
Обязанности заместителя директора
Следующим в организационной структуре подразделения за директором идет заместитель. Его обязанности немного уже, чем у директора, однако материальная ответственность и управление персоналом также являются обязательной частью его работы.
Обязанности зам. директора магазина включают:
- осуществление финансовой и хозяйственной деятельности;
- заключение договоров поставок и осуществление контактов с поставщиками продукции;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- обеспечение участия подчиненных ему сотрудников в реализации продукции - продажах товаров конечному потребителю;
- осуществление руководства мерами по укреплению финансовой дисциплины;
- предупреждение образования неликвидных запасов;
- организацию надлежащей работы складских служб;
- обеспечение надлежащих условий для хранения продукции на реализацию;
- обеспечение рационального использования ресурсов, сохранности материальной базы;
- участие в оптимизации погрузочных и разгрузочных работ;
- обеспечение контроля и координации подотчетных служб или подразделений.
Требования к должности
Обязанности заместителя директора магазина требуют определенных навыков и квалификации. Для того чтобы продажи не падали, а персонал был доволен руководством, заместитель директора должен обладать соответствующими навыками и знаниями:
- иметь высшее образование в области экономики или торговли;
- иметь практический опыт работы в руководящей должности;
- знать нормативную базу, которая обеспечивает ведение торговой деятельности предприятия;
- знать методы ведения бизнеса;
- уметь составлять отчеты и планировать деятельность.
Выполнение всех пунктов требований, а также ответственный подход к должностным обязанностям со стороны сотрудников обеспечивают владельцам магазина стабильную прибыль и положительную динамику продаж.