Получение почтовых отправлений стало обыденностью для огромного числа людей из-за развития онлайн-торговли и появления все большего количество Интернет-магазинов. Каждый отправленный заказ имеет свой почтовый идентификатор, который позволяет адресату отслеживать движение своего приобретения. Как и где можно это сделать? Что такое идентификатор? Как поступить, если посылка затерялась? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Трекинг-номер: что такое?
Идентификатор почтового отправления — уникальный номер, состоящий из букв и цифр или только из цифр, присваиваемый всем заказным, а в некоторых странах, например, Китае, и простым почтовым отправлениям.
Суть заключается в том, что в международной системе обмена почтовой корреспонденцией каждому письму, посылке, бандероли или мелкому пакету дается уникальный идентификатор, который позволяет отследить их местоположение и путь следования до места назначения. На каждом участке пути следования трек-номер заносится в единую базу данных, именно это позволяет всегда знать, где находится ваше отправление, а также уточнить факт его получения.
Из чего состоит номер?
Теперь, когда мы знаем, что такое идентификатор международного почтового отправления, важно узнать, из чего он состоит. Трек-номер состоит из 13 символов. Он имеет следующий вид: XX123456789YY. Каждая группа букв и цифр содержит в себе определенную информацию:
- Первые две буквы (XX) указывают на тип почтового отправления. Каждому виду присваивается своя серия номеров. Например, CA-CZ— это посылка, мелкий пакет или бандероль, зарегистрированная в системе USPS Priority Mail.
- Подсерия типа EA-EZ может использоваться только внутри одной страны. Отличительной особенностью таких посылок является более быстрая скорость доставки.
- Метка LA-LZ ставится на посылки, мелкие пакеты и письма, которые невозможно отследить на сайтах почтовых сервисов и служб. В случае утери найти их будет невозможно.
- RA-RZ — это регистрируемое в системе отправление, у которого нет страхового покрытия. В случае утери или порчи упаковки и\или содержимого компенсация либо выдается в соответствии с тарифом, либо не возмещается вообще.
- Идущие следом восемь цифр (12345678) являются уникальным трек-номером. Согласно почтовым правилам, эти цифры должны назначаться так, чтобы данный номер повторно не использовался в течение следующих 12-24 месяца.
- Девятая цифра (9) является проверочным кодом, который рассчитывается по определенной формуле. Каждая из восьми первых цифр трек-номера умножается на 8, 6, 4, 2, 3, 5, 9, 7, затем полученные значения складываются, а результат делится на 11. Так получается остаток, который вычитается из 11. Полученный результат и является кодом проверки, если он находится в диапазоне от 1 до 9 включительно. Если же результат равняется 10, то за проверочный код берется 0, а для проверочного кода 11 - 5.
- Последние буквы (YY) — это буквенная аббревиатура страны-отправителя (например, RU — Россия, US — США, GB — Великобритания и т. д.).
Идентификаторы внутренних почтовых отправлений традиционно состоят из 13 цифр. Внутри России действует номер из 14 символов.
Что можно узнать по трекинг-номеру?
При отслеживании отправлений по идентификатору можно уточнить информацию о местонахождении и состоянии посылки, письма, бандероли или мелкого пакета.
Россияне, которые не имеют возможности отслеживать по идентификатору свои бандероли через Интернет или приложения для мобильных телефонов, могут позвонить по бесплатному телефонному номеру 8-800-2005-888 Почты России. Сообщив оператору почтовый идентификатор, они могут узнать информацию о последнем зарегистрированном местонахождении почтового отправления.
Движение международных посылок можно проверить, воспользовавшись сайтам официальных сервисов или почтовых служб. Например, Белпочты — государственной почтовой службы Белоруссии, Royal Mail — государственной почты Великобритании, Hongkong Post — государственной почты Гонконга, а также сервисов FedEx, TNT, PonyExpress, DHL и др.
Как отследить посылку с "Алиэкспресс"?
Информация об отправке заказа отображается вместе с трек-номером в используемом аккаунте после того, как продавец отгружает товар на склад поставщика или логистической службы.
Что такое идентификатор на сайте "Алиэкспресс"? Этот такой же трек-номер, который состоит из 13 символов, начинается и заканчиваются двумя буквами, где:
- RC указывает на то, что это отправление зарегистрировано в международной почтовой системе и его вес составляет менее 2 кг. Это так называемый мелкий пакет, который можно отслеживать.
- CN указывает на страну отправления, то есть Китай.
Как правило, информация об отправлении начинает отображаться и обновляться только через 10 дней после отгрузки заказа. Это связано с загруженностью почтовых служб и количеством ежедневных отправлений, которое может доходить до нескольких миллионов.
Иногда можно столкнуться с тем, что отслеживание почтовых отправлений по идентификатору, который сообщил продавец, невозможно. Это может быть связано с двумя ситуациями:
- продавец указал неверный трек-номер;
- компания, которая занимается доставкой, присвоила отправлению другой номер (в этом случае статус заказа изменился на "отменен", нужно обратиться к продавцу за новым номером);
- заказ по какой-то причине не был отправлен, а полученный от продавца трек-номер является лишь зарезервированным (нужно связаться с продавцом или открыть спор, если он не отвечает в течение 1-3 дней).
Сроки доставки посылок, мелких пакетов и бандеролей из Китая составляет от 14 дней до 3-4 месяцев.
Что делать, если пропало письмо, бандероль или посылка?
В случае утери отправления или отсутствия обновления данных о нем в течение 14 рабочих дней нужно обратиться к сотрудникам Почты России. Для этого можно прийти в почтовое отправление по месту жительства, позвонить по бесплатному телефону горячей линии или написать в чат поддержки, который работает в режиме онлайн. Они проверят информацию через внутреннюю систему, в том случае, если подтвердится утеря посылки или бандероли, они сообщат, какие дальнейшие действия стоит предпринять.
Как правило, нужно написать заявление на розыск отправления. Рассмотрение такого заявления может занять до 3 месяцев.
Возмещается ли стоимость утерянной бандероли?
Если посылка или мелкий пакет не были найдены, то в некоторых случаях полагается компенсация. Для застрахованных бандеролей она равна сумме страховки, указанной в сопроводительных документах. Для остальных зарегистрированных посылок и мелких пакетов размер суммы возмещения рассчитывается по типу отправления. Частные логистические компании используют другие методы расчета.
В данной печальной ситуации многое зависит от почты. Отслеживание по идентификатору (как и наличие трек-номера) само по себе не гарантирует, что вашу посылку доставят и найдут в случае потери.