Рубрики

Вежливость вредит карьере? Результаты научного исследования

С детства нас учат быть вежливыми с близкими и незнакомцами. Но всегда ли нужно быть вежливым? Как показывают исследования, вежливость порой приравнивается к доброте, а добрые люди расцениваются как неконкурентоспособные. Тем самым, по мнению исследователей, вежливость может стать препятствием на пути в вершине карьерной лестницы. Так нужно быть вежливым или нет?

Кто проводил исследование

Изучением положительного или отрицательного влияния на карьерные достижения занималась Ронг Су, доцент кафедры менеджмента и предпринимательства в Университете Айовы.

По словам Ронг Су и ее коллег, существует несколько видов вежливости. Первый вид - это вежливость бесполезная. Как они отмечают, такие люди уступчивы по отношению к другим, не склонны к напористости и соперничеству, выполняют просьбы коллег и избегают конфликтов.

Второй вид вежливости - полезный, так как он приносит пользу и тому, кто ее проявляет, и тому, кто ее получает. Таких людей Ронг Су и ее коллеги называют людьми с высокой просоциальной мотивацией. Этот термин был придуман в противовес термину “антисоциальный”. По словам ученых, работники с просоциальной мотивацией более счастливы, так как они психологически благополучны. Следовательно, они и лучше работают, и быстрее достигают своих карьерных целей.

Значит ли это, что нужно быть альтруистом

По словам Ронг Су, люди с просоциальной мотивацией, конечно, трудятся во благо компании в частности и общества в целом. Но ни в коем случае не во вред своему психологическому здоровью или жизненным целям. Причем неважно, эти цели рабочие, личные или общественные.

Что это значит? В качестве примера можно привести ситуацию, когда коллега просит вас помочь с решением рабочей задачи. Вы можете помочь только в том случае, если, во-первых, вы выполнили свой собственный рабочий план на день и, во-вторых, если действительно можете помочь коллеге, так как обладаете необходимыми знаниями, умениями и навыками. В противном случае стоит просто вежливо сказать, что у вас есть своя работа, которая требует вашего безотлагательного присутствия.

Есть и другая ситуация. На совещании начальник предлагает решение проблемы, которая, по вашему мнению, является не только не единственной, но и в некоторой мере невыгодной. Вышеописанный первый тип согласится с начальником, так как боится высказать свое мнение. Второй тип вежливо согласится с начальником и после этого предложит свое решение проблемы. Возможно, начальник не согласится, но вы со своей стороны не были пассивным участником, а это точно запечатлелось в памяти, и в следующий раз к вам точно прислушаются.

Вместо заключения

Вежливость, как показывает исследование, не всегда приравнивается к доброте и слабому характеру, так как если вы вежливы и высказываете свое мнение, то сможете быстрее достичь целей карьеры, нежели ваши молчаливые коллеги.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание