В условиях современной экономики государству необходимы эффективные инструменты влияния на экономические процессы. Одним из ключевых рычагов воздействия является фискальная политика. При помощи инструментов, работающих с налогами и бюджетом, правительство может стабилизировать экономические спады и регулировать уровень инфляции.
Суть фискальной политики
Когда используется такой термин, как фискальная политика, имеется в виду комплекс мер, предпринимаемых правительством для поддержания стабильности экономики посредством изменения величины расходов и/или доходов государственного бюджета. По этой причине фискальную политику справедливо будет называть еще и бюджетной.
Поскольку фискальную политику можно охарактеризовать как антициклическую, то есть стабилизационную (сглаживает циклические колебания экономики), к ее ключевым целям актуально отнести реализацию следующих задач:
- обеспечение стабильности уровня цен, что подразумевает максимально возможное решение такой проблемы, как инфляция;
- постоянный экономический рост;
- полная занятость ресурсов (приоритетной является нейтрализация циклической безработицы).
Фискальную политику можно определить также как политику регулирования правительством совокупного спроса (это прежде всего). Для регулирования экономики с целью достижения данной задачи производится воздействие на величину совокупных расходов.
Виды фискальной политики
Инструменты воздействия на экономические показатели, которые использует государство, делятся на два ключевых вида. Речь идет о недискреционной и дискреционной фискальной политике.
Комплекс мер, характеризующийся как недискреционный, отличается автоматическим изменением расходов государства и налогов, причиной которого являются существенные перемены в состоянии экономики (ставки налогов и трансферных программ остаются неизменными). При этом дискреционная и автоматическая фискальная политика характеризуются тем, что в последней в качестве основного инструмента используются встроенные стабилизаторы: фермерские субсидии, прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице и бедности, которые оказывают воздействие на сокращение или увеличение дефицита государственного бюджета.
Другими словами, если по причине кризиса доходы предприятий и населения начинают ощутимо снижаться, то для взимания прогрессивных налогов, включающих подоходный налог с физлиц, используются более высокие процентные ставки. Такая схема приводит к автоматическому увеличению налоговых поступлений в госбюджет.
Изучая то, какие отличия несет в себе дискреционная и недискреционная фискальная политика, стоит отметить, что встроенные стабилизаторы при автоматической системе воздействия используются для достижения одной ключевой цели - преодоления отрицательных следствий инфляции и возможного производственного спада.
Стоит отметить тот факт, что влияние государства на экономику способно выйти на новые показатели эффективности, если оно будет грамотно сочетаться с проведением денежно-кредитной политики.
Фискальная политика является дискреционной, если производятся изменения величин расходов государства, сальдо и налогов госбюджета, и причиной подобных изменений являются специальные решения правительства, которые направлены на повышение объема производства, уровня занятости, стабилизацию состояния платежного баланса и темпов инфляции.
Стимулирующая фискальная политика
Данный вид мер воздействия на экономические показатели актуален, когда государство вынуждено проходить период депрессии и спада. Такая стратегия подразумевает понижение налогов и повышение государственных расходов. Финальным этапом этого комплекса мер является дефицит бюджета.
Если рассматривать краткосрочную перспективу, то дискреционная фискальная политика будет иметь в качестве основного ориентира преодоление такой проблемы, как циклический спад экономики, что подразумевает снижение налогов, увеличение госрасходов или комплексное использование этих мер.
Обратив внимание на более долгосрочную перспективу, можно заметить, что подобная политика, основанная на снижении налогов, может стать причиной расширения факторов производства и последующего роста экономического потенциала. Таким образом, дискреционная стимулирующая фискальная политика является актуальной реакцией государства на явные признаки экономического спада.
При этом важно понимать, что реализация подобных задач подразумевает проведение комплексной реформы в сфере налогового законодательства, которая будет сопровождаться изменением в процессе оптимизации структуры государственных расходов.
Инструменты воздействия, оказывающие сдерживающее воздействие
Механизм дискреционной фискальной политики также подразумевает меры, которые сдерживают рост экономики. Такой подход актуален в то время, когда происходит экономический бум и параллельно увеличивается инфляция. Для стабилизации экономики налоги повышаются, а государственные расходы уменьшаются. Следствием подобной стратегии является избыток госбюджета.
В качестве основной цели сдерживающей политики можно определить ограничение циклического подъема экономики.
Если рассматривать такую стратегию в долгосрочной перспективе, то воздействие прогрессирующего налогового клина может привести к тому, что развернется механизм стагляции (имеется в виду ощутимое замедление развития экономики), а совокупное предложение будет переживать спад. Такой прогноз особенно актуален, когда не наблюдается создание полезных приоритетов для государственных инвестиций в рыночную инфраструктуру, и госрасходы сокращаются пропорционально по всем статьям бюджета.
В рамках короткого периода сдерживающие меры позволяют значительно снизить инфляцию спроса посредством спада производства и роста безработицы.
Инструменты дискреционной фискальной политики
Для того чтобы достичь поставленных целей, касающихся регуляции экономических процессов в стране, необходимы эффективные инструменты.
К таким механизмам можно отнести государственные субсидии и грамотное манипулирование различными видами налогообложения (акцизы, подоходный налог и др.). Для этого изменяются либо аккордные налоги, либо непосредственно сами ставки. Еще одна группа инструментов, использование которых подразумевает дискреционная фискальная политика, - это различные виды государственных расходов и трансферные платежи.
При этом стоит отметить, что воздействие на экономику различных инструментов может ощутимо отличаться.
Если обратить внимание на влияние увеличения аккордного налога, то можно заметить, что результатом данного процесса является уменьшение совокупных расходов, в результате чего, тем не менее, не происходит изменения мультипликатора. А вот в случае с ростом ставок личного подоходного налога наблюдается одновременное уменьшение и мультипликатора, и совокупных расходов.
Дискреционная фискальная политика предполагает также различные виды воздействия и на стимулы, которые оказывают влияние на развитие экономики и уровень ее эффективности. Не стоит забывать о выборе конкретных видов государственных расходов, каждый из которых оказывает особенное влияние на эффект, производимый мультипликатором.
Важно понимать и тот факт, что инструменты фискальной политики могут использовать по-разному. Все зависит от цикла, в котором находится экономика. Различные виды фискальной политики также могут изменять подход к инструментам. Например, если обратить внимание на стимулирующее направление, то есть смысл говорить о следующих мерах воздействия на состояние экономики:
- увеличение трансферов;
- общее снижение налогов;
- повышение объема государственных закупок.
Если достигаются цели дискреционной фискальной политики, ориентированной на сдерживающее влияние, то действия правительства будут диаметрально противоположными:
- трансферы уменьшаются;
- объемы государственных закупок, соответственно, повышаются;
- налоги увеличиваются.
Проблемы времени при реализации стратегии регулирования
Дискреционная фискальная политика и ее инструменты в теоретической плоскости выглядят значительно проще, чем в момент реализации. На практике государство сталкивается с определенными сложностями, пытаясь управлять экономическими процессами.
И если говорить о таком факторе, как время, то есть смысл обратить внимание на следующие проблемы, которые появляются под его влиянием:
- Административная задержка. Речь идет о слишком медленном принятии решения парламентом. На рассмотрение некоторых вопросов могут уходить целые кварталы и даже годы, что недопустимо в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации.
- Функциональное запаздывание. Под этим стоит понимать возникновение временного лага между моментом принятия решения касательно фискальных мер и временем фактического действия их на состояние экономики.
- Временной лаг, связанный с распознаванием. При осложнении такого рода дискреционная фискальная политика может оказаться недостаточно эффективной по причине длительного периода анализа реального состояния экономики - инфляции или спада.
Проблемы политического характера
Политические процессы также могут оказывать ощутимое влияние на уровень эффективности фискальной политики. В этом случае есть смысл обратить внимание на следующие сложности:
- Деловой цикл, который обусловлен политическими мотивами. По мнению большинства экономистов, в данном случае акцент делается не на перспективах развития национальной экономики, а на задаче переизбрания. По этой причине перед проведением выборов проводится политика стимулирующего характера, итогом которой неизбежно станет инфляция. А для понижения её уровня впоследствии будут использоваться сдерживающие механизмы воздействия.
- Присутствие дополнительных целей. Это означает, что стабильность экономики не определяется как приоритетная цель правительства.
- Ориентирование на стимулирующие цели. Проблемы дискреционной фискальной политики могут быть связаны с неправильным распределением приоритетов: увеличение расходов и понижение налогов воспринимаются как более привлекательная стратегия по сравнению с ростом налогов. Результатом такого подхода к регулированию состояния экономики являются дефициты.
Воздействие факторов внешнеэкономического характера
Дискреционная фискальная политика может оказаться малоэффективной по причине воздействия фактора чистого экспорта. Речь идет об экономическом эффекте, в основании которого лежит влияние государства на процентную ставку, оказывающую впоследствии воздействие на курс отечественной валюты. Итогом такого процесса становится воздействие на чистый экспорт, сводящее к минимуму процент эффективности мер регулирования.
Непредвиденные международные изменения спроса также могут сделать малоэффективными любые виды фискальной политики. Для того чтобы понять негативное влияние этого фактора, нужно представить следующую ситуацию: допустим, был проведен ряд стимулирующих действий, следствием которых стало успешное увеличение совокупного спроса, позволившего обеспечить полную занятость. Но в то же время страна, являющаяся торговым партнером, переживает стремительный рост экономики. В результате происходит настолько быстрое увеличение совокупного спроса, что возникает его инфляция.
Эффект вытеснения
В данном случае речь идет о конкретных теоретических аргументах, согласно которым дискреционная и недискреционная фискальная политика не является эффективной по определению. Суть подобной аргументации заключается в следующем: в случае, например, стимулирующих дефицитных мер воздействия будет проявляться рост процентных ставок и сокращение инвестиционных расходов. Такие процессы ведут к ослаблению и даже нейтрализации стимулирующего эффекта фискальной политики.
На практике это может выглядеть следующим образом: для увеличения государственных расходов правительство начинает финансировать дефицит, повышая тем самым спрос на деньги. В итоге процентная ставка растет, а инвестиции снижаются. Но если инвестиции снизятся на тот же процент, который был зафиксирован в процессе роста увеличения расходов, то эффект от подобной стратегии окажется нулевым.
Обратить внимание стоит и на тот факт, что данная теория подтверждена как актуальная далеко не всеми экономистами.
Дискреционная фискальная политика в условиях российской экономики
На данный момент формирование базы для современной налоговой системы в России уже завершено. И если обратить внимание на ключевые параметры устройства налоговой системы в Российской Федерации, то можно заметить, что они не отображают советских реалий. Действующая система основывается на актуальных в условиях современной мировой практики ключевых видах налогов, которые используются с учетом нынешних экономических условий РФ.
В России дискреционная фискальная политика предполагает преобразование налоговой системы с параллельным проведением бюджетной реформы. Для того чтобы решить различные проблемы, препятствующие успешной реализации стратегии налоговых реформ, российское правительство использует популярные инструменты воздействия на экономику. В качестве примера можно привести использование плоской ставки налога на доходы физических лиц. Но в некоторых случаях эффективность системы снижается по причине непродуктивности администрирования и применения законодательства о налогах и сборах.
В качестве итога можно отметить, что дискреционная и автоматическая фискальная политика - это механизмы влияния, при грамотном использовании которых государство способно на постоянной основе эффективно стабилизировать состояние экономики и преодолевать как различные кризисы, так и рост инфляции, также требующей квалифицированного контроля.
Макроэкономика. Фискальная политика